В прошедшем году Банк России ввел для банков отчетность по похищенным со счетов клиентов деньгам, которые банки должны бывальщины возместить, а потом выяснять — виноват ли сам клиент в том, что у него украли деньги. Первая отчетность сдана за третий квартал.

До этого было невозможно оценить, как трудится важная норма закона, согласно которой возмещение обязательно, если клиент сообщил банку об исчезновении денежек не позже, чем на следующий день и сам не передавал мошенникам информацию, которая сделала возможной кражу денег.

«Да, мы впервые скопили данные по объему средств, возмещаемых банками в рамках 9 статьи закона «О национальной платежной системе», — сказал зампред Банка России. — И это разом показало, что данная статья работает: за третий квартал 2018 года банки возместили клиентам свыше 230 миллионов рублей». В связи с этим Дмитрий Скобелкин колеблется в целесообразности страхования средств на банковских картах (банки активно предлагают эту услугу).

«Такая страховка — это, конечно, индивидуальное решение клиента, — произнёс Скобелкин. — Тем не менее, если он никому не отдавал данные карты, то банк и так обязан возместить ему похищенное, а если клиент сам повинен, то и страховка не сработает. Банки должны проводить постоянный мониторинг несанкционированных операций, а если они не уследили за злоумышленниками, и те получили доступ к счету клиента, то закон, как мы видали, довольно эффективно защищает потребителя. Тем более мы категорически против навязывания к картам страховок, равно как и против навязывания иных финансовых услуг. Клиенты могут жаловаться в ЦБ, если сталкиваются с этим».

Полностью интервью с заместителем председателя Банка России Дмитрием Скобелкиным декламируйте в ближайших номерах «Российской газеты».