Филиал Сбербанка в Москве

Фото: Олег Яковлев/РБК

Сбербанк в очередной раз перенес ввиду нереализуемости идею союзы клиентских услуг в разных регионах. Вместо этого он будет наращивать мощности онлайн-банка

Сбербанк, немало лет ​обещавший клиентам-физлицам возможность проводить любые операции по счетам в офисах без географической привязки, перенес срок, по сути, отказавшись от реализации этой идеи в первоначальном формате, рассказали РБК несколько ключей в банке. «В настоящее время действует ряд ограничений по операциям в филиалах, это связано с безопасностью. Когда все сотрудники имеют доступ ко всей информации, риски мошенства возрастают», — уточнил один из собеседников РБК. Другой ключ РБК подтвердил это, добавив, что банк принял решение сделать ударение на надежности и технологичности. В связи с этим Сбербанк сосредоточился на увеличении возможностей системы «Сбербанк Онлайн», где человечий фактор минимизирован.

Зампред правления Сбербанка Вадим Кулик уточнил, что в сегодняшнее время технически базы территориальных банков объединены, однако у сотрудников внутренних структурных подразделений кушать ограничения по пользованию этими базами. «Это связано с нашей попечением о клиентах и вопросами их безопасности», — говорит он. При этом в банке продолжают разыскивать возможность снятия этих ограничений в рамках одного из интеграционных проектов, все детали какого пока не обнародованы. «В настоящее время мы работаем над реализацией проекта Целой фронтальной системы (ЕФС), где таких ограничений не будет. Рассчитываем, что она заработает в 2017–2018 годах», — добавил Кулик.

Как пояснил член рекомендации директоров Diasoft Александр Генцис, ЕФС позволяет использовать целый механизм управления услугами, оказывать и предлагать услуги одновременно по одним стандартам и сценариям. Так, можно по единым правилам выводить продукты на рынок, а также в онлайне реагировать на изменения ситуации. «Это нынешняя система, которая обеспечивает больший сервис, обладая еще и вящей безопасностью», — добавил он.

‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer.key) window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;

var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006

try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}

try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}

try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}

parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;

s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);

window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}

run();

})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>

Различные банки

У Сбербанка разветвленная сеть территориальных банков: их 14. При этом в отличие от большинства банков у Сбербанка вдали не всегда есть возможность проводить операции по счетам клиентов в своих офисах вне подневольности от их географического положения. Например, клиент, открывший счет в санкт-петербургском офисе банка, имеет ограничения при проведении операций из офисов в Москве, а также в большинстве иных регионов. В течение многих лет Сбербанк объяснял это разрозненностью баз этих.

Даже после начала объединения территориальных банков отдельный сервисы Сбербанка оставались недоступны. Как разъяснили РБК в call-центре кредитной организации, это связано с тем, что одни территориальные банки могут не видать счетов других территориальных банков. Например, если вы позабыли ПИН-код от карты, то получение средств в другом регионе по виду и карте может занять три дня, а перевыпуск — не менее недели.

Кроме того, кушать ограничения и при оплате услуг ЖКХ. При этом за ряд сервисов в разных территориальных банках заведена комиссия. В частности, при приеме денежных средств в другом территориальном банке на дебетовые карты Momentum/Maestro/Visa Electron придется уплатить 1,25%, а за выдачу наличных с них — комиссию в 0,75% от суммы.

Исторический проблема

Сбербанк в течение пяти лет, с 2011-го по сентябрь 2015 года, переводил все территориальные банки на целую IT-платформу. Банк раскрывал, что бюджет программы составляет немало $1 млрд (по состоянию на сентябрь 2013 года). Глава Сбербанка Герман Греф в начине 2016 года заявлял, что это был самый крупный и быстрый проект централизации IT-инфраструктуры в вселенной. Вместе с тем, признал он, «как только мы построили наш супер data-центр, все закончили, мы пришагали к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны».

Впрочем, по ряду направлений Сбербанк добился определенных успехов. Так, несколько лет назад он ввел проект «Зеленая улица», какой давал возможность совершать операции по вкладам независимо от точек открытия заключительных. Однако до сих пор данное предложение распространяется лишь на ограниченное число регионов — три территориальных банка: Московский, Среднерусский, Северный; таким манером, предложение покрывает 15 регионов. При этом в 11 иных территориальных банках, покрывающих остальную территорию страны, эти операции невозможны. Кроме того, как отмечается в материалах банка, «на расходные операции по лептам, совершаемые в рамках услуги «Зеленая улица» не по месту открытия лепты, банком могут быть установлены суточные лимиты». Ключ в Сбербанке добавляет, что банк планирует расширять проект «Травяная улица», сделать его сквозным, однако сроков реализации этого предложения еще нет.

Сложно и дорого

Действия Сбербанка вполне логичны, желая это решение и заняло у него много времени и израсходованных оружий. «Риск сговора операционистов или мошенничества с документами минимизировать может быть сложнее, чем риски нерадивых действий при работе клиентов по удаленным каналам», — пояснил собеседник РБК, ближний к банку. Он также напомнил, что в настоящее время клиенты Сбербанка могут переместить через мобильный банкинг в сутки до 500 тыс. руб. (этот степень неоднократно повышался по мере обновления сервиса «Сбербанк Онлайн»). Для сравнения, сквозь банкоматы по дебетовой карте Visa Classic можно переместить лишь до 201 тыс. руб. в сутки.

Причиной решения отложить союз сети Сбербанка могут быть не только риски мошенства, но и высокие расходы на такую операцию, считают эксперты. Как помечает директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Коваль, модернизация автоматизированной банковской системы — это колоссальные затраты и риски. Представитель разработчика программного обеспечения «Национальный середина информатизации» (НЦИ) указывает, что Сбербанк — это сложная территориально распределенная структура с вящим количеством информационных систем, в том числе устаревших наследуемых программных модулей. «Переместить все системы на работу с единым источником данных технически можно, но крайне сложно, учитывая присутствие модулей, созданных десятилетия назад, по которым, возможно, уже даже нет специалистов. Целесообразность такого подхода очевидна тогда, когда выговор идет о перспективных информационных системах, например мобильном банкинге», — произнёс он. Унификация всего комплекса систем для работы с едиными ключами данных хотя и действительно значительно упрощает работу, но, очевидно, не является жизненно необходимым для банка решением. Это сложно и будет дорого, рассуждает представитель НЦИ.

Вместе с тем ряд опрошенных РБК представителей крупных банков сообщают, что у их организаций нет никаких ограничений при обслуживании клиентов в разных регионах. При этом, как помечает руководитель управления кредитных продуктов Райффайзенбанка Андрей Морозов, многие банки также стимулируют клиентов на переход на иные каналы обслуживания. Это позволяет кредитным организациям снижать число мошенничеств, а также затраты на обслуживание офисов. Вместе с тем и возможность заработка — значимый проблема, добавляет он. «Сомневаюсь, что банки первой десятки могут ограничивать доступ к продуктам в раздельно взятых регионах из-за неспособности контролировать уровень внутреннего мошенства. Присутствие с ограниченным продуктовым рядом в отдельно взятых регионах может существенно повлиять на доходность региона», — сообщает Морозов.

При участии Анны Балашовой, Игоря Орлова