Коробки с документами проекта закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый этап 2018 и 2019 годов»

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Эксперты десятка институтов и деловых союзов проанализировали проект федерального бюджета на три года и пришли к выводу, что бюджет в таком облике будет тормозить экономический рост

РАНХиГС, Высшая школа экономики, экономический факультет МГУ и ряд иных институтов, а также деловые объединения прислали в Госдуму свои заточения на проект бюджета на 2017–2019 годы (доступны в базе документов нательнее палаты парламента), которые комитет Думы по бюджету использовал при подготовке сводного заточения. Госдума рассмотрит бюджет в первом чтении в пятницу, 18 ноября.

Бюджет стагнации

В проекте федерального бюджета «сделана лишь немощная попытка определить место бюджета в системе государственной политики с точки зрения льющихся потребностей отечественной экономики и перспектив социально-экономического развития в цельном», говорится в заключении экспертов экономического факультета МГУ, возглавляемого Александром Аузаном. Эксперты МГУ находят, что в условиях «экономического кризиса» бюджетная политика не должна быть «пассивно-адаптивной», как предлагает правительство, — она должна деятельно воздействовать на экономическую ситуацию в стране. Авторы заключения предлагают радикально пересмотреть основные параметры бюджета — отказаться от «проциклической ускоренной бюджетной консолидации» (сокращения бюджетного дефицита за три года с 3% ВВП до 1%)  и, навыворот, увеличить дефицит за счет внутренних заимствований и приватизации. А консолидацию бюджета можно приступить, когда возобновится устойчивый экономический рост, считают экономисты МГУ.

В структуре расходов бюджета преобладают непродуктивные — социальные и оборонные. А темпы и пропорции сокращения расходов не увязываются с темпами роста ВВП и приоритетами, строчат в своем заключении эксперты Финансового университета при правительстве. В отзыве Российского альянса промышленников и предпринимателей (РСПП) говорится, что проект трехлетнего бюджета «является бюджетом не развития, а стабилизации/стагнации».

Объем расходов на национальную оборону сокращается в вытекающем бюджетном цикле на 27,1%, но подавляющая часть этого сокращения объясняется переносом на 2016 год и досрочной реализацией гарантий по кредитам предприятий ОПК, строчат эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). В 2016 году воли решили досрочно погасить кредиты оборонных предприятий на 800 млрд руб., взятые ранее у госбанков для выполнения гособоронзаказа. Но за исключением этого разового фактора сокращение расходов Минобороны в 2017 году составит 6%, а на 2018–2019 годы оно очутится меньше, чем запланированное сокращение «базовых» объемов ассигнований по иным направлениям (6 против 9% в 2018-м и 11% в 2019-м). При этом продолжится сокращение расходов на образование в касательстве к ВВП — с 3,7% в 2016 году до 3,5% ВВП в 2019-м. Их уровень исподволь смещается от показателей, характерных для развитых стран (4,5% ВВП в посредственном по ОЭСР) в сторону показателей, характерных для развивающихся стран, констатируют эксперты ВШЭ.

Часть «производительных» расходов, связанных с инвестициями в человеческий капитал и науку, сократится к ВВП с 1,67 до 1,33% за три вытекающих года, обращают внимание эксперты Российского экономического университета имени Плеханова. «Снижение и без того низенького по отношению к мировому уровню расходов на человеческий капитал не обеспечивает возможностей для среднесрочного экономического роста и переход на инвестиционную модель экономики», — говорится в заточенье университета.

Излишний оптимизм

Эксперты ВШЭ пишут, что базовый сценарий социально-экономического развития, какой лег в основу проекта бюджета, окажется «чрезмерно оптимистичным» в доли темпов роста ВВП (0,6% в следующем году и 1,7 и 2,1% в 2018 и 2019 годах), если правительство не приложит усилий по изменению модели роста. Воли недооценили негативное влияние на экономику запланированного сокращения госрасходов, находят в ВШЭ. По оценкам Центра развития ВШЭ, с учетом планируемого сокращения расходов бюджетной системы в реальном обороте рост ВВП составит только 0,4–0,7% в предстоящие три года.

Институт экономики РАН обращает внимание на то, что экономика и бюджет по-прежнему мощно зависят от геополитической ситуации и конъюнктуры мировых рынков. Возможности развития края ограничены устаревшей системой технологий. «В консервации этой ситуации порядочную роль играют как недостаточные объемы финансирования науки, формирования новоиспеченной структуры человеческого капитала, качественной переориентации квалификационного роста трудовых ресурсов в соответствии с развитием приоритетных сфер экономики, так и нужда финансовой поддержки экономики Крыма, помощь Луганской и Донецкой районам, вовлеченность в события в Сирии, а также необходимость реагирования на приближение НАТО к рубежам страны», — пишут эксперты РАН.

В стране сохранится неблагоприятный инвестиционный климат, продолжится стагнация или снижение ВВП, сохранится инфляционное давление, потребованное в том числе и немонетарными факторами, пишут эксперты Финансового университета, а потому «возбуждает сомнения» обоснованность динамики ненефтегазовых доходов бюджета в вытекающие три года, пишут они.

Проект трехлетнего бюджета, считают в РЭУ имени Плеханова, «выделяется излишней жесткостью мер при отдельных оптимистичных бюджетообразующих параметрах». Остается неотчетливым, насколько удастся следовать заложенным параметрам в течение итого трехлетнего периода, констатируют экономисты РАНХиГС и Института Гайдара.

В проект бюджета заложена рекордно низенькая для России инфляция по 4% все три года, но Финансовый университет при правительстве находит этот прогноз заниженным. Это «содержит угрозу либо наращивания расходов к крышке года, либо роста остатков средств на начало вытекающего финансового года (изъятие средств из экономики)», говорится в его отзыве. При этом низенькая стабильная инфляция, заложенная в бюджет, сочетается с прогнозируемым ростом курса доллара (с 67,5 руб. в 2017 году до 71,1 руб. в 2019 году). Это противоречие, поскольку ослабление рублевки на 10% прибавляет к инфляции 1,5–2 п.п., отмечают эксперты ВШЭ.

Межбюджетные дисбалансы

Судя по проекту бюджета, в вытекающие три года сохранится неэффективная система межбюджетных отношений — с рослой долей трансфертов, считают эксперты Финансового университета.

Их коллеги из МГУ указывают на то, что на степени регионов с 2013 года произошло сокращение финансирования государственных инвестпрограмм (в том числе в районы транспорта, связи, социальной инфраструктуры). Это чревато кризисными ситуациями. «Этот дисбаланс <…> вряд ли может быть преодолен без экстраординарных перераспределительных мер в условиях сокращения совокупной доходной базы», — говорится в заточенье МГУ.

О сокращении общего объема межбюджетных трансфертов говорится в заточенье РАНХиГС. Вместе с ростом расходных обязательств, считают экономисты, это может повергнуть к дальнейшему искажению структуры расходов региональных бюджетов и превышению степени государственного долга субъектов.

Контроль за госкомпаниями

У экспертов ВШЭ возникают проблемы и к планам правительства собирать в казну до 50% чистой барыши госкомпаний и ФГУПов. Сама идея не отвергается, следует из их заточения, но «нужно оценить, как изъятие половины прибыли в каждом случае скажется на привлекательности компании для инвесторов и, соответственно, на ее развитии».

Перспектива изъятия 50% незапятнанной прибыли может стимулировать компании сокращать прибыль, раздувая затраты. Необходима эффективная система контроля за динамикой и структурой затрат у госкомпаний, предупреждает ВШЭ.

​Госкомпании вообще остаются за рамками бюджетной отчетности, их планы и бюджеты не представлены, а значит, и проверить обоснованность и достоверность расчета доходов федерального бюджета на три года невозможно, находят эксперты Финансового университета. В итоге прогноз социально-экономического развития не кормит достаточный объем информации для оценки динамики базы по налоговым и неналоговым доходам. Особенно это прикасается доходов от использования имущества, находящегося в госсобственности.

Поддержка небольшого бизнеса и промышленности

Торгово-промышленная палата РФ и экономический факультет МГУ предлагают отказаться от заморозки передачи пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды — это ключ «длинных» денег для экономики. ТПП предлагает не продлевать заморозку и рассмотреть проблема о переходе к развитию системы пенсионных накоплений на добровольной основе с участием работника, работодателя и страны. Эксперты экономического факультета считают, что новую конструкцию пенсионной системы необходимо утвердить в кратчайшие сроки.

Торгово-промышленная палата также предлагает деятельнее тратить бюджетные средства на поддержку реального сектора. В частности, «кратно» повысить объем Фонда развития промышленности, в то время как «в проекте на 2017 год финансовое обеспечение деятельности ФРП сжато на 4 млрд руб., в 2018 году — на 774 млн руб.». Такие же предложения содержатся в заточениях на проект бюджета от РСПП и «Деловой России». Кроме того, в РСПП указывают на сокращение расходов на поддержку небольшого и среднего бизнеса в три раза (с 11,3 млрд руб. в 2016 году до 4,2 млрд руб. в 2019 году). Это, на их взор, свидетельствует о том, что малый бизнес перестал быть приоритетом экономической политики.

Воображающая интересы малого бизнеса «Опора России» просит рассмотреть проблема о передаче части налоговых поступлений на местный уровень. В частности, выговор идет об поступлениях от УСН и НДФЛ (в размере не менее 25% доходов). Это позволит стимулировать здешние власти развивать систему малого бизнеса. Кроме того, организация упрашивает заморозить коэффициент-дефлятор, который применяется для расчета единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для небольшого бизнеса, на уровне 2015 года и изменить его механизм. Ранее Минфин предлагал возобновить каждогоднее увеличение коэффициента, но в правительстве выступили за сохранение текущего коэффициента, а комитет Думы по бюджету на прошедшей неделе одобрил продление заморозки коэффициента на 2017 год.

Еще одно предложение «Опоры» — зафиксировать на степени 2016 года размер минимального размера оплаты труда (6204 руб.) для мишеней исчисления взносов самозанятых лиц на социальное страхование. С 1 января 2017 года индивидуальные предприниматели будут платить взносы, исходя из МРОТ в размере 7500 руб. (рост на 21%), а с половины следующего года МРОТ повысят до 7800 руб.