За девять месяцев 2016 года торговли алкоголя в России сократились на 1,6% по сравнению с прошлым годом. Уверенный рост демонстрируют лишь сидр и медовуха, под видом которых часто продаются слабоалкогольные напитки
Покупателей вымыло
Спиртной рынок продолжает падение. Согласно данным Росстата, по итогам трех кварталов 2016 года розничные торговли алкоголя в России составили 816,4 млн дал. Это на 1,6% меньше, чем за аналогичный этап прошлого года. Так, пива было продано меньше на 1,7% (606,8 млн дал), вина — на 1,6% (39,4 млн дал), игристых вин и шампанского — на 4,2% (14,6 млн дал), а коньяка и бренди — на 2,3% (7,4 млн дал). Торговли виски и вовсе сократились на 8,7%, до 2,8 млн дал.
«Алкоголь перестает интересовать россиян, что особенно приметно по категории виски, откуда вымыло всех случайных покупателей», — сообщает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Поскольку виски в Россию в основном импортируется, то падение курса рублевки особенно болезненно ударило по данному сегменту, поясняет эксперт.
Лучше шагают продажи водки. Они остались почти на том же уровне, что и в 2015 году, добавив менее 0,5%, до 59,4 млн дал, свидетельствует статистика Росстата. Однако она отражает не реальный рост торговель, а выход из тени части нелегальной водки после внедрения системы ЕГАИС в лавках, говорит вице-президент Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Это случилось с начала 2016 года.
Маскировка под сидр
Падение объемов не затронуло лишь одну категорию товаров на спиртном рынке — это «сидр, пуаре (сидр на основе грушевого сусла), медовуха». Торговли в этой категории достигли 3 млн дал; по сравнению с 2015 годом они вытянулись на 34,8%, а с 2014-м — и вовсе на 316,8%. Таким образом, сидр и медовуха впервые перегнали такие категории, как виски и ликеро-водочные изделия крепостью до 25 градусов.
Популярность яблочного и медового напитков связана не лишь с предпочтениями потребителей, но и с махинациями производителей, объясняют собеседники РБК. В декабре 2012 года в федеральный закон «О государственном регулировании производства и витка этилового спирта» была принята поправка, которая выделила сидр и медовуху в отдельную категорию. Ранее они почитались слабоалкогольными напитками. Согласно законодательству сидр и медовуха — это напитки твердыней до 6 градусов, произведенные в результате брожения яблочного, грушевого или медового сусла без добавления этилового спирта. Также в производстве может использоваться восстановленный яблочный или грушевый сок.
«Я бы наименовал сидр из восстановленного сока слабоалкогольным лимонадом на натуральной основе», — сообщает владелец компании «Сидры Щедрина» Дмитрий Щедрин. При этом, по его словам, в премиальных сетях на подобного рода «лимонады» доводится 30% продаж, в среднеценовых сетях — 60%, а в магазинах экономкласса — 80%.
Льющаяся редакция закона позволяет производителям маскировать под видом сидра слабоалкогольные коктейли, попросту добавляя в них яблочный или грушевый концентрат, говорит член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Выгода заключается в том, что акциз с сидра и медовухи составляет 9 руб. за литр напитка, тогда как для слабоалкогольных коктейлей твердыней до 9% ставка рассчитывается по формуле 400 руб. за литр содержащегося в них спирта. То кушать акциз на сидр в четыре раза ниже.
Неудивительно, что на поле небывалой популярности сидра Росстат фиксирует значительное падение торговель слабоалкогольных напитков. За девять месяцев 2016 года оно составило 11,7%, до 6,7 млн дал.
Если не находить «маскировок», в реальности категория сидра и медовухи, по мнению Небольсина, с 2014 года вытянулась на 35%. Из них на сидр приходится 16%, а на медовуху — 19%. Учитывая льющееся состояние алкогольного рынка, это хорошая динамика, но уже не столь впечатляющая, как может показаться, судя по этим Росстата.