На «Деловом завтраке» в «РГ» вчера побывал глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. Беседу с журналистами он предложил начать с нововведений в законодательстве РФ, которые, по его суждению, должны создать условия для более эффективного ведения строительства в нашей стране.

Андрей Юрьевич, вы имеете в облику изменения в федеральный закон, касающийся долевого строительства многоквартирных домов, как раз сегодня опубликованный в «РГ»?

Андрей Бочкарев: На самом деле этот закон намного размашистее. Недаром его объем — 186 страниц. Строительству на бюджетные средства, которым, в частности, столь масштабно занимается Москва, пункты в нем уделено совсем немного. Но при этом в документе прописаны крайне важные вещи, которые позволят всему российскому стройке в государственном секторе наконец-то по-настоящему перейти на рыночные рельсы. Ведь до сих пор отрасль вынуждена была руководствоваться ценовыми сметными нормативами, пришедшимися нам в наследство еще от плановой экономики Советского Союза. Они же были, как известно, достаточно условными и не имели никакого отношения к реальной стоимости материалов и трудов. И продолжали действовать даже после 2004 года, когда мы начали работать уже на основе тендеров.

В этом году в столице будет выстроено 14 станций метро, еще 30 строится

Это тормозило строительство?

Андрей Бочкарев: Еще как! Построить объект любой сложности было гораздо несложнее, чем отчитаться за него и ввести в строй. Вот почему правительство Москвы еще с 2011 года настаивало на введении контрактных расценок. Этот проблема не раз поднимал заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, ставил мэр города Сергей Собянин. Под руководством минстроя была проделана вящая кропотливая работа. В мае рабочая группа внесла свои предложения на Госсовете в Казани, а уже в минувший четверг президент подмахнул закон о внесении изменений, которые позволят перейти строителям на контрактные расценки. Все вопросы были решены буквально за два месяца. И сейчас российское законодательство соответствует образцам подобных правовых актов лучших экономик мира.

Под руководством минстроя сейчас мы разрабатываем методику для утилитарного применения новых нормативов. Это позволит всем, кто занят строительством по госзаказу, быстрее принимать работу у подрядчиков, скорее платить за нее, а им быстрее строить. На ряде объектов сроки сократятся наполовину.

Это скажется и на строительстве метро в столице? Какие станции взойдут в строй в этом году?

Андрей Бочкарев: Темпы метростроения в Москве и без того высокие. Особенно если припомнить, что за все время существования подземки с 1935 по 2010 год было построено 178 станций, а с 2011 года — уже 50. Но вступление контрактных расценок, безусловно, позволит еще более увеличить темпы строительства. В этом году введено уже восемь станций: четыре на Сокольнической черты и четыре — на Некрасовской. На продлении Некрасовской ветки сейчас мы работаем на участке протяженностью 11,7 км — от станции «Косино» до «Авиамоторной». На нем пять станций: «Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная». От станции «Косино» до станции «Нижегородская» проходка ведется десятиметровыми щитами, какие впервые применяются в истории российского метростроения. Более просторный тоннель дал нам возможность устраивать вентиляционную систему ровно в нем, а не выводить технические вентиляционные шахты на поверхность улиц города. Ставим задачу к середине июля завершить целиком проходку всех тоннелей от «Косино» до «Нижегородской», а к концу года завершить основные строительно-монтажные работы на линии. И если выйдет, запустим поезда по ней с пассажирами. Кроме того, в планах пуск станции «Лефортово» на Большой кольцевой линии. За год, как и планировалось, должны выстроить 14 станций подземки.

А всего сколько станций строится и проектируется?

Андрей Бочкарев: Строятся 30. Помимо Некрасовской все станции Большенный кольцевой линии, а также 7 станций Коммунарской линии — второй ветки, которая уже идет в Новую Москву. Проектируются утилитарны все станции, вошедшие в программу развития Московского метрополитена на 2011-2023 годы. Параллельно прорабатывается новый радиус на Бирюлево, а также Рублево-Архангельская черта. По сути планы уходят уже за 2027 год.