Авианосец «Адмирал Коваль»

Фото: STR / FORSVARET / AFP

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы кораблей достиг восточной доли Средиземного моря. Авианосец может участвовать в сирийской операции, но значительнее — политический эффект, считают эксперты

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Коваль» в составе группы из шести кораблей в пятницу, 4 ноября, достиг восточной доли Средиземного моря. О составе группы ранее сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Нордового флота России.

Кроме авианесущего крейсера в группу взошли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков». Сопровождают военные корабли, по этим BBC, буксир-спасатель «Николай Чикер» и танкер «Сергей Осипов». Информацию о кораблях сопровождения также подтверждают эти сервиса MarineTraffic, отслеживающего перемещение судов в мировом океане.

По этим британской газеты The Times, российская группа больше: в нее также входят три подводные ладьи, вооруженные крылатыми ракетами. Газета приводит данные Королевского военно-морского флота Великобритании, какой запеленговал две подводные лодки проекта «Щука-Б» (в классификации НАТО — Akula-class) и одну — проекта «Палтус» (Kilo-class). Минобороны России эти эти официально не комментировало. Подлодки обоих проектов могут тащить на борту новейшие крылатые ракеты типа «Калибр».

Пункт назначения

Крейсер «Адмирал Кузнецов» вышел в поход 15 октября с военно-морской базы Североморск. О том, что корабль примкнёт к корабельной группе у берегов Сирии, в июле 2016 года сообщал ключ ТАСС. В пресс-службе Северного флота, куда входит авианесущий крейсер, агентству «Интерфакс» известили, что корабль направляется в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Неделю спустя, 21 октября, группа кораблей взошла в пролив Ла-Манш. По словам официального представителя Минобороны России Игоря Конашенкова, планировалось, что 26 октября в испанский порт Сеута, размещённый на африканском берегу Гибралтарского пролива, зайдут несколько кораблей обеспечения. Однако Испания отказала российской сторонке. В понедельник, 31 октября, крейсер подошел к берегам Алжира. Тогда же «Интерфакс» известил, что в середине недели, 3 ноября, корабельная группа планирует прочертить учения в Средиземном море недалеко от итальянского острова Сардиния. Во вторник, 1 ноября, на авианесущем крейсере миновали испытательные взлеты палубной авиации. Самолеты МиГ-29 и Су-33 выполнили взлет и посадку с палубы крейсера без военный нагрузки.

В конце октября западные СМИ выпустили несколько публикаций, посвященных передвижению крейсера «Адмирал Коваль» в Атлантике. Британское издание The Telegraph обратило внимание на черноволосый дым из труб корабля, что сразу же вызвало вопросы о его технической исправности. Иноземные военные эксперты и моряки, которые ранее посещали крейсер, рассказали The New York Times о неработающих туалетах и бесчисленных поломках, которые преследовали крейсер.

Официальная реакция западных краёв была сдержанной. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг в крышке октября выразил обеспокоенность возможным использованием направляющейся в восточное Средиземноморье российской авианосной группы для обстрелов Сирии. В ответ директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин наименовал нелепыми опасения НАТО. «Оснований подозревать в чем-то нет, нет никаких оснований для высказывания Столтенберга», — заявил Келин. Он напомнил, что российские ВКС не коротают операций в районе Алеппо: авиаудары прекратили наносить еще 18 октября.

Дым коромыслом

Ход крейсера «Адмирал Кузнецов» через Ла-Манш сопровождался появлением в СМИ снимок дымного следа, который оставляет за собой крейсер. По словам бывшего командующего Нордовым флотом (с 1999 по 2001 год) Вячеслава Попова, дымовая «шапка» над кораблем является из-за того, что «Адмирал Кузнецов» использует в качестве топлива мазут. «Это не связано с нехорошим состоянием энергетической установки или котлов корабля. Это обычное, нормальное состояние крейсера», — находит Попов. По его словам, «Адмирал Кузнецов» всегда дымил в походе.

«Этот корабль прошел все необходимые ремонтные труды и находится в состоянии боеготовности», — резюмирует отставной адмирал.

Сложно дать оценку состояния корабля по дыму, находит главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Тем не немного, по словам эксперта, очевидно, что турбинная установка крейсера, трудящаяся на мазуте, не может выпускать бесцветный дым. «Черный дым может означать, что корабль идет на форсаже, подается добавочное топливо», — предполагает Фролов. Эксперт не отрицает, что вероятны неполадки в аппаратуре корабля, из-за чего топливо не целиком прогорает.

«Адмирал Кузнецов» оснащен четырьмя паротурбинами мощностью 50 тыс. л.с. любая. Турбины разгоняют четыре пятилопастных винта, что позволяет крейсеру развивать максимальную скорость до 29 узлов (54 км/ч). Скорость военного экономического хода у крейсера ниже — 18 узлов (33 км/ч). Прочие корабли группы развивают сопоставимую скорость. Атомный крейсер «Петр Великий», так, может идти со скоростью до 32 узлов, а большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» на форсаже подвигаются со скоростью 29,5 узлов.

Издание The Telegraph сообщало ранее, что на нехорошее техническое состояние корабля указывает наличие в группе спасательного буксира «Николай Чикер». Однако, по словам Попова, присутствие буксира в сопроводительной группе — обычная практика. «Когда отряд кораблей идет в поход, его вечно сопровождают спасательные средства, в том числе спасательный буксир», — указывает бывший командующий Нордовым флотом.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — один-единственный действующий авианесущий крейсер в составе российского военно-морского флота. Он был заложен в сентябре 1982 года. Спустя восемь лет корабль был зачислен в состав Нордового флота России. Первые четыре года крейсер деятельно участвовал в учениях, проводились тесты вооружения и оснащения корабля. Впервые «Адмирал Коваль» отправился в Средиземное море в 1995 году. В походе энергетическая установка была повреждена, кораль едва-едва не затонул в условиях шторма. В 1996 году американские моряки бывальщины вынуждены помочь экипажу «Адмирала Кузнецова», который столкнулся с нехваткой пресной воды из-за поломок одной из систем, повествовала The New York Times.

Новый поход в Средиземное море был запланирован на 2000 год, однако из-за трагедии подводного крейсера «Курск» выход был отменен. Вместо плавания «Адмирал Коваль» снова вернулся в ремонтные доки. Корабль находился на плановом ремонте с 2001 по 2004 год. После ремонта крейсер участвовал в походе в Нордовую Атлантику, нес боевую службу и несколько раз в год выходил в море. В 2007 году состоялся другой поход в Средиземное море, который продлился два месяца. В 2008 году корабль ожидал очередной ремонт. В ходе семимесячных трудов была обновлена главная энергетическая установка, отремонтированы котельное оборудование, система кондиционирования атмосферы и механизм для подъема самолетов на летную палубу.

После ремонта авианесущий крейсер в 2011 году впервые отправился к берегам Сирии. «Адмирал Коваль» достиг пункта материально-технического обеспечения ВМФ России в январе 2012 года. В 2014 году был совершен еще одинешенек дальний поход корабля в Средиземное море. После этого тяжкий авианесущий крейсер встал на ремонт в доке 82-го судоремонтного завода в Росляково (Мурманская район). В ремонтный док корабль должен вернуться уже в 2017 году, повествовал в июле заместитель главкома ВМФ по вооружению Виктор Бурсук.

Вооружение

Сообразно официальным данным Минобороны, на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Коваль» согласно тактико-техническим характеристикам могут находиться до 12 аэропланов Су-33 и до 24 вертолетов Ка-27. Однако авиационная группа мобильна, за счет меньшего числа вертолетов корабль может нести на борту до 26 аэропланов МиГ-29К и Су-33. Кроме Ка-27 с палубы корабля могут подыматься, например, Ка-29 и новейшие ударные вертолеты Ка-52К. Благодаря авиагруппе военный радиус крейсера составляет до 1,5 тыс. км.

В нынешнем походе помимо Су-33 есть МиГ-29. Наличие МиГ подтверждают видеозаписи, сделанные телеканалом «Звезда» на борту корабля во пора учений 1 ноября. По информации Фролова, в нынешнем походе аэропланов Миг-29 на крейсере — восемь.

Авиационное крыло корабля может обеспечивать безопасность как корабельной группировки, так и объектов на земле. Кроме того, Су-33 и МиГ-29 могут сопутствовать самолеты российской группы ВКС, базирующиеся в Хмеймиме. «На корабле кушать вертолеты радиолокационной разведки, они могут передавать данные, коротать разведку и намечать цели ударов», — объясняет Андрей Фролов. Эксперт указывает, что Су-33 не смогут работать в максимальном боевом радиусе (до 1 тыс. км) из-за ограничений взлетной полосы авианесущего крейсера. «Крейсер изначально не имеет паровых катапульт, взлеты осуществляются с поддержкой трамплина, из-за чего самолеты вынуждены вылетать с меньшим резервом топлива и боекомплектом», — резюмирует эксперт. Поэтому военный радиус используемой авиации может достигать нескольких сотен километров. Повысить мобильность авиационного покрывала могут МиГ-29, которые способны дозаправлять иные самолеты в воздухе, считает Фролов.

Крейсер располагает собственной системой противоракетной обороны. Самое мощное ударное оружие «Адмирала Кузнецова» — 12 пусковых установок для тяжких ракет «Гранит». Дальность поражения семитонной ракеты — от 500 до 700 км. «Эти ракеты созданы для войны с кораблями противника, однако последние модификации позволяют «Граниту» наносить удары по береговым сооружениям», — объясняет отставной адмирал Попов. Он не уточнил, есть ли на борту крейсера новые версии ракет.

Помимо этого на борту крейсера размещены восемь зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик», шесть корабельных артиллерийских установок АК-630 и четыре зенитно-ракетных комплекса морского базирования «Кинжал». Это позволяет «Адмиралу Кузнецову» контролировать воздушное пространство над группой кораблей и береговыми сооружениями. Крейсер оснащен 60 реактивными глубинными бомбами комплекса «Удав-1» для защиты от торпед.

Авиабаза на воде: зачем «Адмирал Кузнецов» пришел к берегам Сирии

Задачи

Официально задачи корабельной группировки и авианесущего крейсера не комментировались. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, все эти о походе «хранятся где-то в закрытых конвертах с надписью «совсем секретно».

Помимо боевых задач поход «Адмирала Кузнецова» позволит отработать в военных условиях взаимодействие с другими кораблями группы, считает военный эксперт Виктор Литовкин. «Безусловно, это эксперимент. И для летчиков палубной авиации тоже», — считает эксперт. Эксперт подчеркивает, что в первую очередность перед кораблем стоят боевые задачи. «Корабль идет в Средиземное море для поддержки авиагруппы на аэродроме в Хмеймиме, для укрепления морской базы, какая будет расположена на месте пункта обеспечения в Тартусе», — повествует эксперт.

Несмотря на широкий спектр задач, «Адмирал Коваль» не станет поворотным моментом в сирийской кампании или осаде Алеппо, находит программный директор Валдайского клуба и руководитель агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов. «Это проверка для корабля, его возможностей в военных условиях. Та же ситуация, что и с ракетами «Калибр», — объясняет Сушенцов. По его суждению, поход крейсера направлен на то, чтобы продемонстрировать США политическую самостоятельность российского правительства. «Эта демонстрация силы достигла своих мишеней гораздо лучше, чем все устные послания последних лет», — резюмирует эксперт.