Бизнес страховых компаний все вяще зависит от банков, которые приносят страховщикам 31,6% страховых взносов. И роль банков как страховых посредников будет лишь расти, говорят эксперты
Во втором квартале этого года часть банков в продажах страховых продуктов достигла 31,6% от всех собираемых страховыми компаниями взносов. Это рекордный показатель. Так, в 2012 году банки приносили страховым компаниям 20,4% всех страховых сборов, вытекает из исследования Всероссийского союза страховщиков (ВСС) «Страховой рынок в 2016 году: что исчезает за ростом».
Одновременно доля продаж страховок через агентов снизилась с 44,2% в 2012 году до 39,8% во втором квартале этого года. Также мертвечины объемы продаж страховок через брокерские и агентские компании (с 18,3% в 2012 году до 15,1% в 2016 году) и автосалоны (с 9,3 до 6,7%).
Из изыскания ВСС следует, по итогам второго квартала страховой рынок вытянулся на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Драйверами роста сделалось страхование жизни. Сборы по этому виду страхования вытянулись на 58,1%, до 47,4 млрд руб., по сравнению с аналогичными периодом прошедшего года. А в 2015 году сборы по этому виду страхования составили 129,7 млрд руб. — 13% от всеобщих сборов страховых компаний (1,02 трлн руб.)
«Последние два года завязался рост так называемого инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), реализуемого как раз сквозь банки», — рассказывает управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев. Это полис накопительного страхования жития, который дает возможность инвестировать часть средств в различные финансовые активы. Это могут быть облигации или акции различных компаний.
Страховым случаем по подобный страховке является дожитие до окончания действия договора страхования или кончина по любой причине. Если по истечению срока страхования (от трех лет) страховой случай не произошел, клиент получает лишь сумму так называемого гарантированного дохода.
«Банки за последний год сделались активнее предлагать сложное страхование жизни вместо депозитов. Мы увидали резкий взлет сборов по этому виду. Это — альтернатива депозиту», — объясняет заместитель генерального директора СПАО «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
По этим ЦБ, ставки по депозитам десяти крупнейших банков с января по октябрь этого года снизились с 10 до 8,7% годичных. При этом с начала 2015 года, когда ставки бывальщины выше 15,3%, снижение было еще более значительным. На поле падения ставок по вкладам у страховщиков в 2015–2016 годах наблюдался рост премий по страхованию существования, отмечает Самиев.
Роль банков как страховых посредников основы расти еще до 2008 года за счет привязанных к кредитам страховок, напоминает Самиев. При выдаче ипотечных кредитов страховались существование и здоровье заемщиков, и так, по словам Самиева, продолжалось до 2014 года, пока банки не сделались активно предлагать инвестиционное страхование жизни, повышая степень своих комиссионных доходов.
«Статистика показывает, что модель банкострахования (торговля полисов в отделениях банков) работает. Мы рассчитываем, что оно будет развиваться и что этот тренд будет владеть долгосрочную тенденцию», — говорит президент ВСС Игорь Юргенс.
Правящий директор по страховым рейтингам агентства RAEX («Эксперт РА») Алексей Янин находит, что страховой рынок в значительной степени становится зависимым от банковского канала торговель и в целом от развития ситуации в банковском секторе. При этом он помечает, что банки также получают значительные комиссии от страховых компаний, потому также зависят от страховщиков.
По данным ЦБ, в первом полугодии 2016 года комиссионные банков при торговле полисов страхования жизни составляли 19,6%, а при реализации автомобильных страховок — 26%.
«Для страховых компаний развитие канала торговель через банки, особенно крупнейшие, выгодно за счет снижения расходов на содержание собственной филиальной сети, на подбор персонала», — объясняет первоначальный заместитель генерального директора «ВТБ Страхование» Олег Меркулов.
Страховщики не согласны с тем, что они очутились в зависимости от банковских каналов продаж. По словам Иванова из «РЕСО-Гарантии», часть банков в продажах продуктов растет, так как раньше этот канал торговель был развит слабо. «Это не значит, что канал агентских продаж стал и будет стагнировать. Перспективы развития агентских продаж в нашей краю недооценивают. Только агент сможет добраться до всех клиентов и уговорить их», — находит он. Янин объясняет падение доли агентов в сборах тем, что они торгуют в основном автомобильные страховки, а продажи автомобилей падают.
По суждению экспертов, роль банков как страховых посредников продолжит вырастать в ближайшие годы. «Мы как раз подходим к модели, которая уже давно сформировалась в Полуденной Европе — Испании, Франции, Италии. В этих странах банкострахование занимает немало половины всех продаж», — отмечает Самиев. А, по словам Янина, часть продаж страховок через банки вырастет до 35–40% и стабилизируется на этом степени.