В России покажется платформа по управлению беспилотным движением. К ее созданию приступили специалисты МГТС.

Платформа UTM (Unmanned Traffic Management) позволит организовать полеты дронов с учетом существующих заявок. Она будет состоять из двух частей: радиолокационной сети, дающей возможность идентифицировать беспилотники в воздухе по уникальным меткам и сопутствовать их в воздухе, и IT-системы для управления полетами и агрегации сервисов с использованием дронов, рассказал Артем Блинов, директор по развитию бизнеса МГТС.

По его словам, UTM-платформа не лишь упорядочит движение дронов в соответствии с действующими нормами, но и даст возможность развернуть на базе беспилотников многочисленные новоиспеченные сервисы. Воспользоваться платформой смогут госслужбы и частные заказчики при помощи специального приложения, подключенного к государственным информационным системам для проверки и мены данными. На базе UTM-платформы возникнет новый высокотехнологичный рынок городского воздушного пространства. Беспилотные аппараты помогут оптимизировать различные сферы существования в городах: транспорт, строительство, мониторинг, индустрию развлечений и безопасность.

Платформа также станет важным шагом к реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», московской стратегии «Неглупый город — 2030» и других инноваций, поскольку ускорит освоение множества цифровых технологий и обеспечит жителей готовыми решениями для линии повседневных задач.

До конца 2019 года МГТС планирует закончить проведение технической экспертизы по UTM, включая предпроектное обследование, и установить способы реализации, в том числе, выбрать потенциальных партнеров, источники финансирования, разработать карту изменения нормативных документов, какие сделают возможным развитие индустрии беспилотных летательных аппаратов в России.

Беспилотные летательные аппараты — драйвер экономики грядущего. Это понимают во всем мире. Крупнейшие корпорации запускают проекты по коммерческому использованию беспилотных летательных аппаратов. Государственные агентства, отвечающие за правовое регулирование движения в воздушном пространстве, гибко реагируют на новоиспеченные вызовы, связанные с ростом количества дронов, внося оперативные изменения в законодательство.

Упрощение законодательства привело к деятельной коммерциализации беспилотников. Так, в Соединенных Штатах коммерческое использование беспилотных летательных аппаратов разрешено обновленными в августе 2016 года правилами Федерального управления штатской авиации. Государственное агентство не препятствует полетам беспилотных летательных аппаратов весом менее 25 килограммов на вышине до 120 метров, со скоростью не более 160 километров в час.

В Объединенных Арабских Эмиратах парк беспилотных летательных аппаратов для штатских целей создается с 2014 года. Одной из первых доставку посылки беспилотником еще в 2014 году осуществила корпорация Amazon. Дочерний стартап корпорации Google под наименованием Wing Aviation Pty Ltd запустил первую в мире коммерческую доставку грузов летающими «робокурьерами» в столице Австралии Канберре.

В России развитие этого базара сдерживают многие факторы, но главным остается отсутствие развитой правовой базы и четких инструкций по регулированию полетов беспилотников.

По работающему законодательству, для запуска дрона любой категории сегодня обязательно получать разрешение в Центре системы организации воздушного движения и у органа здешнего самоуправления. Процедура может занимать до 24 рабочих дней, а нарушение требований влечет штраф до 500 тысяч рублей. Кроме того, в мишенях безопасности полеты запрещены в воздушном пространстве над стратегически важными объектами.

В мае 2019 года Минтранс РФ предложил разрешить полеты беспилотных аппаратов на вышине менее 150 метров без получения разрешения. Проект находится на стадии рассмотрения. Практически одновременно с этим вышло постановление правительства об непременной регистрации беспилотных летательных аппаратов весом от 250 граммов до 30 килограммов, которое вступит в силу осенью этого года.

Таким манером, первые шаги сделаны. Но не менее важно продолжать двигаться в этом направлении. По оценкам Национальной технологической инициативы Аэронет, глобальный базар беспилотных летательных аппаратов к 2025 году достигнет 200 миллиардов долларов. Парк дронов в России, как предполагают аналитики, на этот момент составит уже не немного одного миллиона единиц, а объем рынка — не менее 35-40 миллиардов долларов.