Абонентская база оператора «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») по итогам июля—сентября сократилась до 58,1 млн человек против 59 млн годом ранее. Как ратифицируют в компании — прежде всего из-за снижения потока мигрантов в Россию
Абонентская база сотового оператора «ВымпелКом», развивающего мобильную сеть под брендом «Билайн», по итогам третьего квартала 2016 года сократилась на 2%, говорится в отчетности материнского холдинга VimpelCom Ltd. На крышка сентября компания обслуживала 58,1 млн мобильных абонентов, в то пора как годом ранее показатель составлял 59 млн. Повысился и годичный уровень оттока абонентской базы: 55 против 53,7% в третьем квартале 2015 года.
Вина ухудшения показателей — рост конкуренции на российском рынке и чувствительность россиян к изменениям цен на связь, потребованным нестабильной макроэкономической ситуацией, поясняют в VimpelCom. По оценке холдинга, конкуренция на российском телеком-рынке останется рослой до конца года.
Представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева пояснила РБК, что дело также в снижении мигрантского потока в Россию, какой составляет значительную часть клиентской базы компании. «Наши дилеры пытались компенсировать это немало агрессивными методиками продаж, но это не привело к успеху», — сообщает она. По словам Айбашевой, это отразилось и на мобильной выручке, «но незначительно». Она в третьем квартале снизилась на 1%, до 58 млрд руб.
Это первое ощутимое снижение мобильной сервисной выручки оператора в 2016 году: по итогам второго квартала она утилитарны не изменилась, а по итогам первого выросла на 1% год к году.
Исключение, подтверждающее правило
«ВымпелКом» может очутиться единственным среди «тройки», кто покажет отрицательную динамику абонентской базы по итогам третьего квартала. Deutsche Bank прогнозирует 2-процентный рост числа абонентов МТС и меньший, чем прежде, но все же рост этого показателя у «МегаФона». Рост базы двух этих компаний, какие еще не обнародовали отчетность за третий квартал, прогнозирует и аналитик Raiffeisenbank Сергей Либин.
Однако выручка, скорее итого, упадет у всей «большой тройки». «Выручка от мобильной связи есть под давлением у всех игроков. С одной стороны, усилилась конкуренция на базаре, в том числе потому, что Tele2 продолжает попытки расширения абонентской базы в Московском регионе. С иной — на доходы влияет общая экономическая ситуация: люди сделались тратить меньше денег на услуги связи, меньше странствуют, что отразилось на доходах операторов от роуминга», — говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов.
По оценкам «Уралсиба» и Raiffeisenbank, совокупная выручка «МегаФона» сократится, но немного драматично, чем у «ВымпелКома», — на 0,1–0,2%. Выручка «МегаФона» в ключевом мобильном сегменте упадет на 4%, прогнозирует «Уралсиб», но ее «поддержат» фиксированный сегмент и торговли гаджетов. Это означает продолжение негативной тенденции: во втором квартале выручка «МегаФона» в мобильном сегменте сократилась на 0,8% год к году.
МТС также может продемонстрировать снижение мобильной выручки, говорится в отчете Deutsche Bank. Мобильные доходы компании, по его прогнозу, сократились в третьем квартале на 1%, до 76,9 млрд руб, при том что во втором они показали рост, но не подобный сильный, как в первом, — 0,1 против 0,9%.
Год неоправдавшихся надежд
2016 год, по планам Vimpelcom Ltd, должен был сделаться для российской «дочки» поворотным. Летом 2015 года на встрече с аналитиками представители «ВымпелКома» обещали, что рост выручки начнется с 2016 года. Джо Лундер в бытность главой холдинга в интервью «Интерфаксу» сообщал, что к 2016 году «ВымпелКом» должен стабилизировать долю базара и вернуться к активному росту. Обе задачи предстояло решать Михаилу Слободину, гендиректору компании. Однако в сентябре он покинул этот пост, очутившись фигурантом уголовного дела о коррупции в ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС Холдинг) в Коми.
В первом квартале 2016 года совокупные доходы «ВымпелКома» утилитарны не изменились, во втором — сократились на 2%. Показатель EBITDA по итогам июля—сентября сократился на 6%, до 26,7 млрд руб., рентабельность показателя снизилась на 1,8 п.п., до 37,5%.
Совокупная выручка «ВымпелКома» (с учетом фиксированной связи и торговель мобильных устройств) по итогам третьего квартала 2016 года снизилась на 2%, до 71,2 млрд руб., год к году. В то же пора оператору удалось замедлить темпы снижения выручки от фиксированных услуг: доходы сократились на 3%, до 11 млрд руб., в то пора как во втором квартале падали на 10% год к году, в первом квартале — на 11%.