Обитатели небольших городов и поселков практически не охвачены банковскими филиалами. Недостаток банков они компенсируют дистанционными услугами. По оценкам социологов, выговор может идти о 40% населения страны
Население небольших городов (до 50 тыс. человек), поселков городского образа и сел плохо охвачено сетью банковских отделений либо их там вообще нет, говорится в первом обозренье Банка России по состоянию финансовой доступности в 2015 году. Граждане вырваны искать другие каналы доступа к банковским услугам, вытекает из документа.
Альтернатива заключается только в использовании дистанционного доступа к банковским счетам. Как говорится в изысканье, мобильным и интернет-банкингом могут пользоваться 35% взрослых обитателей городов с численностью населения меньше 50 тыс. человек и поселков городского образа, а также 40,4% сельских жителей.
В материалах ЦБ не указывается, какому собственно числу россиян недоступны отделения банков. В связи с этим РБК попросил экспертов оценить, о каком собственно количестве россиян может идти речь.
В России образцово 700 городов с населением до 50 тыс. человек, а также 1,5 тыс. поселков городского образа, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Следственно, если учитывать еще и села, то проблемы с шаговой доступностью в банковские филиалы может иметь около 40% населения России», — сообщает она. Такую же оценку привела в беседе с РБК и завлабораторией исследований социального развития Института социального разбора и прогнозирования РАНХиГС Елена Авраамова.
Минимальное присутствие банковских филиалов в небольших населенных пунктах привело к тому, что их население очутилось больше готово к дистанционному обслуживанию, чем в большинстве крупных городов. «В городах с народонаселением 50–100 тыс. человек находится уже несколько отделений [банков], и обитателям проще воспользоваться [банковским] отделением в силу небольшой площади города, чем осваивать дистанционный доступ», — говорится в обозренье. Дистанционным банкингом в таких городах имеют возможность употреблять уже только 25% взрослого населения. В городах-миллионниках этот показатель составляет 33,1%, в Москве и Санкт-Петербурге — 38,5%.
«Физиологическое присутствие финансовых организаций в населенных пунктах с малым числом жителей зачастую невыгодно этим организациям», — говорится в ответе Банка России на запрос РБК. При этом они все же используют вариант «банка на колесах», когда в заселенный пункт время от времени приезжает автомобиль кредитной или страховой организации, помечает представитель ЦБ. «Конечно, существуют отдаленные деревни, где может не быть даже непрерывного почтового сервиса. В этом случае жителям остается лишь дистанционное обслуживание с помощью интернета», — признает представитель Банка России. В ЦБ находят, что в современных условиях «физические» офисы будут неизбежно замещаться мобильным и интернет-банкингом.
Из обозрения ЦБ следует, что в прошлом году в России закрылось каждое десятое филиал банка, а у страховщиков и микрофинансовых организаций потери были еще рослее — 16 и 12% соответственно. Также число банкоматов упало на 7%, банковских платежных терминалов — на 10%, говорится в изысканье. «При этом к концу 2015 года 14% всех работающих подразделений [банков] и 18,2% банкоматов приходилось на два крупнейших города России, какие составляют 0,02% от площади страны», — отмечается в обозренье. По данным ЦБ, к 1 октября 2016 года в России работало 34,8 тыс. банковских филиалов, к 1 октября 2015 года — 37,7 тыс. отделений, к 1 октября 2014 года — немало 42 тыс.
Сокращение числа банковских отделений — общемировой тренд, сообщает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. По его словам, Россия тоже идет по этому линии. «Через несколько лет количество банковских отделений в стране упадет в два раза», — прогнозирует он. Банки будут повышать доступность онлайн-услуг, а не физиологического присутствия клиента в офисе, добавляет аналитик.
Сокращения филиалов банков в два раза за десять лет ожидает и Банк России. Совместно с ними под сокращение попадут и работники, выполняющие простые операции, так сотрудники call-центров, говорил в начале ноября глава департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банка России Вадим Калухов. По его словам, в операционных расходах банков недвижимость занимает 20–30%, сотрудники — 50%.
Банковские филиалы в регионах сокращаются еще и из-за сворачивания точек, открытых несколько лет назад, в этап бурного роста банковского бизнеса, говорит Матовников. «Этим занимались в основном банки посредственнее величины, создав избыточное количество инфраструктуры, которая не пользовалась спросом. В нынешних условиях им тяжко нести расходы на инфраструктуру», — рассказывает он.
Повлиял на число филиалов и рост отзыва лицензий Банком России, добавляет Матовников. Массовые отзывы лицензий у российских банков завязались после того, как летом 2013 года главой Центробанка сделалась Эльвира Набиуллина. С того момента права на работу лишились почти 300 банков.