Бюджет у многосерийного сиквела экранизации романа Лотара-Гюнтера Буххайма (новоиспеченные серии также основаны на его произведениях — все той же «Лодке» и «Крепости») несколько скромнее, но тоже впечатляет — 33 миллиона долларов (у кинофильма 1981-го было 18).
Сюжет возвращает зрителя в 1942 год — и вновь погружает его в гнетущую атмосферу, в которой жили и воевали служащие подводного флота Третьего рейха. Степень реалистичности не отстает от оригинальной ленты. Въедливая иллюстрация деталей быта служивших Гитлеру подводников нередко напоминает о фильме Вольфганга Петерсена, именно этим влюбившем в себя массу фанатов военной истории, а режиссера прославивший до небосводов (свой успех он повторил в 2006-м, сняв в Голливуде эпическую «Трою» с Брэдом Питтом и другими звездами).
Пунктами сериал переходит к прямому цитированию знаменитых кадров из успешной картины. Нет, той самой сцены со служащими Кригсмарине, весело уринирующими на капот автомашины своего начальства, здесь не найти (по крайней мере, в первом и втором эпизодах). Зато момент с голой задницей Андреас Прохаска воспроизвел с изумительной и, пожалуй, не совсем обязательной точностью.
Сериал уже получил несколько отзывов на Западе, где он вышел парой дней ранее. После отсмотра двух серий, какие в воскресенье покажут и у нас, поклонники фильма Петерсена принялись делиться своими впечатлениями и спорить. Впечатления эти смешанные: кого-то не устраивают артисты, кого-то — многочисленность сюжетных линий. Хотя с актерским составом на самом деле дела обстоят совсем не нехорошо. Тут можно увидеть несколько лиц, знакомых по экранизации книги Фолькера Кутчера и «Двойнику», а также Тома Влашиху из «Игры престолов» (это какой «девочка должна назвать имя»), Вики Крипс из «Призрачной нити», Джеймса Д’Арси из «Дюнкерка», Андре Пенверна из тарантиновских «Бесславных ублюдков» и иных.
Ну а что касается сюжета — а чего вы хотели? Сериал же! Чтобы наполнить хронометраж событиями (хотя Петерсену хватало и одной подводной ладьи для того, чтобы снять почти четырехчасовой фильм, а потом еще и расширить его до мини-сериала), Прохаска параллельно рассказывает о событиях в оккупированной Франции, из какой моряки вермахта отправились в свое опасное плаванье. Здесь есть Сопротивление, злой гестаповец, растерянная девица из Эльзас-Лотарингии с вялотекущим кризисом идентичности и прочие любопытные лица.
Пока сухопутные персонажи затевают некое подобие нуарного детектива, матросы терпят лишения, глохнут от взрывов, намазывают мимо мишеней, ругаются по всяким дурацким поводом и сально шутят. Все, как и было у Петерсена, короче. Включая, само собой, вариации на бессмертную тему композитора Клауса Дольдингера.
Популярно, что, несмотря на оглушительный успех картины (6 «Оскаров» — и это у немецкоязычного кино! — плюс BAFTA и «Золотой Глобус»), автор адаптированной книжки отнесся к ней весьма критически. Не найдя там «пацифистского духа» своего текста, бывший зондерфюрер роты пропаганды обвинил кинофильм в голливудщине и героизации тех, кого героизировать не следовало. Буххайма уже 11 лет как нет, так что оценить новую экранную версию своих созданий он, увы, не сможет. Зато сможем мы, когда выйдут оставшиеся шесть эпизодов. Подождать их стоит. Потому что первые два вышли по меньшей мере любопытными.
Смотреть сериал можно будет с 25 ноября в онлайн-кинотеатре ViP Play и на телеканале ViP Premiere в 23:00.
[embedded content]