Астро Теллер, глава инновационного покрывала Alphabet

Фото: Jack Plunkett/AP

На визитке Астро Теллера, главы инновационного покрывала Alphabet, написано «Капитан лунный запуск». Теллер и истина запускает необычные вещи — только что как самостоятельное юрлицо оформлен проект беспилотного автомашины

Капитан Невероятность

Ежедневная забота Астро Теллера — отыскать причину зарубить какую-нибудь разработку возглавляемой им компании. Если вино находят сами разработчики, им выплачивают премию. Проекты валят десятками, если не сотнями, многие не живут и суток. Но Chauffeur — самоуправляемый автомашина — Теллеру зарубить так и не удалось, в чем он и признался The Wall Street Journal в крышке октября.

Chauffeur — это рабочее название проекта, под каким именем он сделается компанией, ни владельцы, ни подчиненные Теллера в Х не говорят. Х — это инновационное покрывало Alphabet, холдинговой компании Google. Там любят секреты. Х ведь и означает незнакомое. Ладно, разработки — о них все молчат до последнего, но акции Alphabet торгуются на бирже, а при этом незнакомы ни бюджет, ни даже количество сотрудников «управления Х». Как неизвестны и иные случаи, когда должность гендиректора называлась бы «Капитан месячный запуск» — Captain Moonshot, — а именно так написано на визитке у Астро Теллера.

За шесть лет, что Теллер возглавляет Х, Chauffeur — девятый проект, доживший до совершеннолетия. В компании это именуют «выпуск» — как из учебного заведения. «Выпуск» означает, что проект оформляется как самостоятельное коммерческое юрлицо, какое затем может быть продано или остаться «дочкой» Alphabet.

«Мы изолировали финансы [Google-автомобиля] с 1 января, — сказал Теллер The Wall Street Journal. — Это длинный юридический процесс. Когда «выпускался» Verily, у них целый год ушел на то, чтобы закончить все формальности».

Verily, какая специализируется на медицинских разработках, стала «дочкой» Alphabet почти год назад. В ее портфеле — в первую очередность диагностика диабета, а именно контактные линзы, которые разбирают состав слезной жидкости и определяют уровень глюкозы в организме. Среди партнеров Verily — крупнейшие медицинские компании: Novartis, GlaxoSmithKline, Johnson & Johnson. «По большенному счету нам как организации платят за то, чтобы мы выдавали нечто подобное более-менее регулярно, — сообщает Теллер о Verily. — Но я не стал бы обещать никому ни внутри компании, ни вне ее, что мы будем мастерить это раз в год».

Более-менее регулярно проекты Х терпят неудачу. Самой оглушительной из них был проект Google Glass. Это мультимедийные очки (или переносной компьютер в конфигурации очков), которые появились на рынке весной 2013 года под маркой Explorer по стоимости $1500.

Главной особенностью устройства была возможность активировать видеокамеру голосом. «Как ни удивительно, очки неплохо стартовали. Запуская их, Google отвечала на запрос обыкновенных людей, которым нужны только такие устройства, какие могут так или иначе повлиять на реальную жизнь, — строчил обозреватель Cnet Крис Матищик. — А вместо [обыкновенных людей] объявилось слишком много чудиков, которые настаивали на своих правах».

«Чудики» имели в облику свое право снимать кого угодно когда им вздумается, а все прочие — свое право на неприкосновенность частной жизни. Владельцев новоиспеченного гаджета начали просить покидать бары и рестораны. Даже Google обращалась к носителям очков с мольбой вести себя сдержаннее. Через полтора года после запуска очки возложили на полку — для доработки.

Но «Капитан лунный запуск» по-прежнему отстаивает этот проект. «Очень важно найти способ избежать когнитивного диссонанса между нашей физиологической и цифровой жизнью. Google Glass сделала правильные шаги в верном направлении, — говорит Теллер. — Нам стоило лучше разъяснить, что это был обучающий прототип. Это был незаконченный продукт».

Очки при этом бывальщины одним из проектов-«выпускников», то есть, по оценке Х, сдали и технический испытание, и коммерческий. И все равно потерпели неудачу. Но для Теллера слово «неуспех» скорее положительное. На инновационных конференциях он так затейливо рассуждает об этом явлении, что порой выходит, что успех в его формулировке — это «неудавшаяся неудача», писала The New York Times летом этого года.

Так сообщает Теллер

«Мир ограничивает не [недостаток] IQ. Нас всех ограничивает [недостаток] храбрости и креативности»

«Потерпеть неудачу не обязательно значит не преуспеть»

«Скачки в инновациях спрашивают смелости, которая граничит с абсурдом»

«Нам нравится, как можно использовать технологии, чтобы они вяще не были проблемой»

«Искусственный интеллект — это наука о том, как заставить машины мастерить то, что они делают в кино»

Источники: Bloomberg, TechCrunch, Сnet, Fast Company

В Кремниевой долине, краю инноваций, неуспех того или иного проекта — обыденное явление, доля рабочего процесса. И никто не спорит, что чем раньше выясняется нежизнеспособность идеи, тем вяще экономия. Но Теллер идет дальше. Разработчики, говорит он, получают зарплаты, страховки и сами собственный проект рубить не станут, «если им за это не доплачивать, если их за это не повышать».

В этом ключе и завершились, так, двухлетние разработки технологии, которая позволила бы добывать горючее из морской воды. Идея выглядела так. Вдогонку за уровнем СО2 в атмосфере растет количество углекислой соли в всемирном океане; путем дополнительного окисления морской воды можно выделить углекислый газ, а параллельно — выделить из нее водород; реакция водорода и углекислого газа дает некрепкое топливо, не дающее выброса углерода и пригодное для нынешних двигателей.

У идеи было три преимущества. Во-первых, использование такого топлива снижало бы выбросы парниковых газов; во-вторых, снижалась бы кислотность морской воды; в-третьих, не надо было бы разрабатывать новоиспеченный тип двигателей, как в случае с водородным топливом (тоже экологически незапятнанным).

Вопросов к технологии Foghorn у Х больше не было. Но проект загубили вопросы коммерческие. За два года существования проекта Foghorn разработчики выяснили, как приблизиться к стоимости топлива $5 за галлон, обеспечивавшую окупаемость его производства по крайней мере в кой-каких европейских странах, где бензин дорог из-за высоких налогов. Для этого, среди прочего, надо было бы использовать опреснительные станции, что позволило бы не строить водозаборные системы на сберегаю океана. Но самих опреснительных станций в мире оказалось не так немало. Производство водорода было необходимо еще удешевить, как и процесс выделения углекислого газа из морской воды.

Выход на целевую себестоимость взял бы, по оценкам разработчиков, 15–20 лет. А в Х горизонт коммерциализации — 5–10 лет, дальней Теллер закладываться не позволяет.

Человек Х: как Астро Теллер запускает и закрывает проекты Google

Менеджер с научными генами

Собственный бизнес Астро — BodyMedia — на шестом году существования принес возле $9 млн прибыли, вернув к тому времени $23 млн венчурных инвестиций. Эту компанию Теллер с тремя партнерами основал в 1999 году. Идея была в том, чтобы торговать людям браслеты, отслеживающие состояние и динамику их здоровья в порядке реального времени и анализирующие их с помощью компьютера.

Вообще, в предках у Теллера бизнесменов не было, лишь ученые. Один дедушка создавал водородную бомбу, иной — нобелевский лауреат по экономике, отец преподавал философию науки в Чикагском университете. Астро (на самом деле его призывают Эрик, но прилипла кличка, полученная в детстве) и сам выбрал научную стезю.

Дума создать BodyMedia посетила Теллера, когда он писал докторскую диссертацию. Тема — эмпирическое обучение компьютеров посредством симуляции эволюции. Материалом послужили эти наблюдений во время сна за людьми с психологическими или неврологическими расстройствами. Задавая обучающий алгоритм, Теллер заметил, что компьютер сам вырабатывает оптимальный способ определить, у кого из пациентов нарколепсия, а у кого — задушенное состояние. «Я понял, что не важно, почему это работает. Важно, что в этих сигналах низенького уровня гораздо больше [информации], чем мы думали», — повествовал Теллер журналу Forbes.

В апреле 2013 года BodyMedia приобрела компания Jawbone, работающая в нише беспроводных устройств, в том числе и отслеживающих состояние здоровья. Сумма сделки, по этим Bloomberg, составила $110 млн.

К тому времени Теллер уже три года был «Капитаном месячный запуск» в Х, и Verily — тогда еще проект, а не отдельная компания — занимался куда немало сложными вещами, чем BodyMedia. Продукция первой компании Теллера назначена для людей, озабоченных проблемой лишнего веса или вообще физиологической формой. А Verily занимается диагностикой и лечением. Ее миссия вполне отвечает философии Теллера, которую он изложил в интервью The Wall Street Journal. На проблема, как в Х определяют, какими проектами заниматься, Теллер сказал: «Должна быть какая-то огромная проблема в вселенной, которую мы можем обозначить и сказать, что нам интересно ее решить».

В качестве образца, какого масштаба проблемы заслуживают внимания Х, он как-то приводил программу полета на Месяц. «Мы решили отправиться на Луну, как сказал Джон Кеннеди, не потому, что это было легковесно, а потому, что это было трудно. И вдруг всех — от школьников до крупнейших учреждений — захватила эта идея, — строчил Теллер на сайте Wired в 2013 году, незадолго до того, как реализовал свою BodyMedia. — Кеннеди понимал, что масштаб проблемы мотивирует людей, что вящие проблемы вызывают страсть».

Вот у 4 млрд человек, то есть у двух третей народонаселения Земли, нет доступа к интернету — это масштабная проблема, и она вызвала энтузиазм в Х. Ответом сделался проект Loon. Название — от английского balloon, воздушный шар. Идея в том, чтобы запустить сверхдешевые попутчики, но не в космос, а в стратосферу, прицепив их к воздушным шарам. Это было бы в тысячу раз недороже, чем запускать спутники в космос.

Но с воздушными шарами есть положительная проблема, объясняет Теллер, — у них большая парусность, и вихри легко будут сдувать их с нужной точки. C ветром биться дорого — нужен очень мощный двигатель. Значит, надо одарить их метеорологическими навыками, чтобы они могли сами определять, на какой вышине ожидается сильный ветер, и перемещаться на несколько километров наверх или вниз, на безопасную высоту — для этого хватит и маломощного двигателя.

«У нас одинешенек шар провисел над Перу примерно три месяца, а потом вернулся домой в Калифорнию», — повествовал он The Wall Street Journal.

Этот мегапроект, как описывает его историю журнал Fast Company, родился из небольшой задачи — как слить в сеть мобильные устройства. Но очень скоро мечтатели Х задумались, как разрешить мировую проблему. Один из них купил метеорологические шары по $80, прицепил к ним передатчики, развесил их недалеко от штаб-квартиры Google и прокатился под ними на машине. В июне 2013 года была протестирована многоопытная сеть Loon в Новой Зеландии.

Это и есть воплощение философии Теллера: «Если желаете сделать мир лучше, занимайтесь тем, что действительно сделает его лучше, а технологии побеспокоятся о себе сами».

Очевидное-вероятное

Теллер очень не любит, когда труд Х не воспринимают всерьез. Однажды он согласился побеседовать со сценаристами сериала «Кремниевая долина». Это комедия, высмеивающая иллюзии, какими живут — или кормят наивных инвесторов — обитатели инновационного кластера. Сценаристы сериала нередко с ними встречаются, и обычно, как рассказывала журналу New Yorker одна из авторов, все проходит весело. Но с Теллером беседа получился напряженный. Он взъелся на сериал за то, что одна из компаний в нем весьма уж напоминает его собственную — называется HooliXYZ (почти Google X) — и выдает несообразные разработки вроде мощной пушки для перекидывания картошки по горнице.

Теллер, по словам участницы встречи, сперва заявил, что сериал не глядит, потом процитировал несколько конкретных эпизодов. В конце крышек он попытался театрально хлопнуть дверью — вот тут-то сценаристы не ведали, как сдержать смех. Пройти к выходу торжественно он не смог — помешивали ролики, которые он никогда не снимает, да и хлопнуть толком не вышло — пришлось возиться с магнитным ключом.

Но перед этой нескладнее сценой он все-таки успел заявить: «Мы тут глупостями не занимаемся. Мы занимаемся предметами, которые действительно изменят мир, хотите — смейтесь, хотите — нет».

Проект Loon и в самом деле может изменить мир — по крайней мере для двух третей человечества. Он еще не отдал «выпускные» экзамены (по крайней мере в Х пока не сообщали, что он готов к самостоятельному существованию).

А самоуправляемый автомашина уже оформляет диплом. Когда именно Google Car окажется на базаре, еще неизвестно. Теллер говорит, что научить машину не съезжать с пути легко — уже больше 2 тыс. км накатано, в том числе по дорогам Невады (там воли штата разрешили эксперимент), в окружении других транспортных оружий. Но есть еще 10 тыс. вещей, которым надо обучить автомашина, чтобы без водителя он ехал безопаснее, чем с ним, объяснял Теллер The Wall Street Journal. Так, кто-то выходит на дорогу со знаком «Стоп» — машина должна стать.

Но, видимо, среди этих 10 тыс. задач ни Теллер, ни его соратники не заметили нерешаемых, раз отпускают Chauffeur в самостоятельное плавание, а стало быть, лишаются бонусов за закрытие проекта. Наблюдатели не раз подмечали, что инвесторов Google тревожат вложения в Х, с ее фантастическими затеями, однако и им не стоит слишком болеть. По словам Теллера, один только Google Brain, научивший Android распознавать выговор и сортировать фотографии и искать видео на YouTube, уже окупил все вложения Alphabet в «месячные запуски».