Заключительный день конкурса среди виолончелистов по эмоциям в зале был более спокойным, чем предыдущий. Выступили два конкурсанта: Златомир Фунг (США) и Тэгук Мун (Корея).

Златомир Фунг (очутилось, что именно так надо произносить фамилию двадцатилетнего американца, который соединяет в себе славянские и китайские корни), «выпаливший» очень ярко в первом туре, играл без особых откровений, спокойно и ровно. В «Вариациях на тему рококо» Чайковского музыкант еще раз показал свою способность весьма красиво петь на виолончели, при этом его кантилену отличает удивительная связность мелодической линии, словно вытягивается из инструмента одна непрерывная нить, лирические тихие вариации были более мечтательно-созерцательны, чем меланхоличные.

Американский конкурсант выбрал Второй концерт Д. Шостаковича — сложнейшее смыслово-многослойное сочинение, в каком много аллюзий, цитат. Без специального погружения и изучения такого произведения невозможно постичь его смыслы. Поэтому да, все было сыграно на неплохом уровне, с очень выразительными монологами-размышлениями виолончели, с драматизмом, множеством оттенков, но для Шостаковича было недостаточно напряжения, боль не приводилась до отчаяния, сарказм до искаженной гримасы агрессивной пошлости во второй и третьей части с темой «Купите бублики». Фанфары, какие «останавливают» разгул этой агрессивной пошлости, музыкант связал с военной историей, а «Бублики» назвал шуткой.

Сыграв достоверно то, что написано в нотах, можно приблизить звучание сочинения к замыслу, но не понять его. К чести музыканта надо сказать, что он интересовался историей создания концерта и размышлял над ним.

Результаты конкурса были объявлены председателем жюри сэром Клайвом Гиллинсоном, который назвал конкурс триумфом музыки, где основными были конкурсанты и их игра, неоднократно подчеркнул, что все из финалистов — экстраординарные музыканты с блестящим будущим, их выступления так же были экстраординарными, и он блажен был слышать каждого из них.

Все финалисты получили премии, они распределились следующим образом: VI премия — Сенья Руммукайнен (Финляндия); V премия — Чен Ибай (Китай); IV премия — Тэгук Мун (Корея); III премия — Анастасия Кобекина (Россия); II премия — Сантьяго Каньон-Валенсиа (Колумбия); I премия — Златомир Фунг (США).

Итоги голосования членов жюри не совсем совпали с ожиданиями публики, чьими фаворитами были Анастасия Кобекина (Россия) и Сантьяго Каньон-Валенсиа (Колумбия), вдогонку за которыми шел Златомир Фунг. Впрочем, все фавориты вошли в тройку сильнейших, просто в другом порядке.

Златомир Фунг, сделавшийся лауреатом первой премии — двадцатилетний музыкант из США, выпускник Джульярдской школы, он соединяет в себе славянские и китайские корни:
— Да, это было сюрпризом для меня получить первую премию, я весьма горд, это огромная честь и я чувствую волнение и невероятно счастлив. О будущем, если в данный момент и думаю, то лишь, что хочу продолжать играть великую музыку, делая все возможное, на что я способен.

Прямая речь

«РГ»: Что важнее для вас в данном конкурсе — зачислить участие или выиграть?

Златомир Фунг: Конечно, главной целью было принять участие, приложить к этому вящие усилия и в процессе подготовки улучшить свои навыки. Эта цель выполнена, после стольких репетиций я чувствую, что подлинно продвинулся на новый уровень. Я счастлив.

«РГ»: Когда вы готовитесь к выступлениям, узнаете ли вы что-то о произведениях, которые предстоит сразиться? Знаете ли вы, что это за песня «Купите бублики»?

Златомир Фунг: Да, это русская народная песня, веселая, но Шостакович так гротескно ее трансформировал, особенно в третьей доли. В кульминации она звучит потрясающе, буквально бальзам на душу.

Что больше всего вдохновило меня именно в этом созданье, так это большое количество «военной» имитации в третьей части: маршевый барабан, звук рога…

Я думаю, что в этом созданье заметно, что тема войны все еще волнует Шостаковича, стараюсь передать это в своей игре. Я думал об ужасах войны и о том, как это передано в музыке — в первой доли, в третьей это особенно заметно.

«РГ»: Почему вы выбрали это сложнейшее произведение для финала?

Златомир Фунг: Этот концерт будет редко исполняют, и получить шанс выступить с ним с одним из величайших оркестров в мире, исполняющих Шостаковича, это прекрасная возможность. Я блаженствовал каждой секундой выступления.

Тэгук Мун (Южная Корея), игравший последним, выбрал романтический репертуар для своего финального выступления: помимо непременных Вариаций на тему Рококо, он исполнил концерт А. Дворжака.

Такой выбор позволил музыканту показать свои мощные стороны — он очень эмоционален и выразителен в лирических и драматических сочинениях, его кантилена отличается большими динамическими волнами, мощными кульминациями, густым насыщенным звуком.

И в таких сочинениях не надо продираться сквозь скрытые смыслы, как у Шостаковича. Изумительно, но при такой эмоциональности у музыканта не было достаточной свободы дыхания музыки, фраз, мало нюансов и деталей, стабильно гладкий пульс. В Вариациях на тему рококо, которыми музыкант завершил свое выступление, не хватило игрового начала, все-таки стилизация в этом сочинении его предполагает.

Ровная речь

Тэгук Мун: Для меня самой важным на конкурсе стали встречи со множеством великолепных музыкантов со всего вселенной. Знаете, обычно мы общаемся внутри узкого круга, редко встречаемся на международном уровне, особенно с такими положительными музыкантами. Еще для меня было важно поделиться музыкой с другими людьми — и слушателями, и теми, кто тоже играл.

«РГ»: Отчего вы выбрали романтическую программу?

Тэгук Мун: Дворжак очень романтичен, эмоционален, и это потрясающе, его концерт стал колоссальным странствием от начала и до конца. Что касается Чайковского, он тоже эмоциональный, но по-иному.

Я подумал, что смогу хорошо сыграть эту музыку и представить ее в верном ключе. Мне нравится современная музыка, но играю я ее редко. Я пытаюсь быть более лиричным, но иногда становлюсь излишне драматичным, весьма взволнованным, над этим еще нужно поработать.

«РГ»: Это ваш первый приезд в Россию, в Санкт-Петербург?

Тэгук Мун: Да, это потрясающая поездка, прекрасный город — и зодчество, и люди!