Обитатели города у траурной доски погибшим в авиакатастрофе Ту-154

Фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ

ФСБ наименовала рабочие версии падения Ту-154: попадание в двигатель инородных предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Опрошенные РБК эксперты колеблются в каждой из них

Четыре версии

В понедельник, 26 декабря, Федеральная служба безопасности (ФСБ) перечислила основные версии крушения летевшего в сирийскую Латакию Ту-154. Это попадание в двигатель инородных предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и несогласие работы двигателей, а также ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета, уточнили в Середине общественных связей (ЦОС)  ФСБ сообщение, которое цитирует ТАСС.

Все эти версии входят в список самых распространенных вин авиакатастроф, сказал РБК главный редактор издания «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Какая из перечисленных версий наиболее вероятна, в ЦОС ФСБ не уточнили. В воскресенье в качестве приоритетной у воль фигурировала техническая неисправность самолета, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на ключ в экстренных службах. В понедельник «Интерфакс» со ссылкой на знакомый с ситуацией ключ сообщил, что причиной катастрофы Ту-154 мог стать перегруз и несогласие техники.

‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer.key) window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;

var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006

try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}

try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}

try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}

parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;

s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);

window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}

run();

})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>

Что случилось с Ту-154

Относящийся Минобороны лайнер вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский в 1:38 мск 25 декабря. Как сообщал РБК дневальный аэродрома, перед вылетом самолет прошел предполетную подготовку и «до этого летал». В Адлере борт прошел дозаправку и направился в Сирию.

Аэроплан взлетел в 5:25, в 5:27 с радара пропала его отметка, сообщал официальный представитель военного ведомства Игорь Конашенков, какого цитирует телеканал «Звезда»​.

На борту находились 92 человека: восемь членов экипажа и 84 пассажира, в том числе 64 члена ансамбля имени Александрова. Они летели на военную базу Хмеймим, чтобы выступить там на новогоднем концерте.

На борту была член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Елизавета Глинка, а также директор департамента цивилизации Минобороны Антон Губанков и его помощница Оксана Батрутдинова, журналисты телекомпаний НТВ (Михаил Лужецкий, Евгений Толстов и Олег Пестов), «Звезда» (Павел Обухов, Александр Суранов и Валерий Ржевский) и «Первого канала» (Вадим Денисов, Александр Сойдов и Дмитрий Рунков).

Военно-следственным отделом СК РФ по Сочинскому гарнизону по факту крушения возбуждено уголовное дело по ст.351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»). По заданию председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина расследование ведет центральный аппарат СКР.

Поутру 26 декабря в Минобороны заявили, что обнаружены 11 тел потерянных и 154 фрагмента самолета. Тела десяти погибших и 86 фрагментов тел привезены самолетом в Москву утром в понедельник. Как сообщал ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минобороны, два фрагмента конструкции системы управления возвышены со дна, по серийным номерам установлена их принадлежность Ту-154; другие элементы есть на дне на глубине около 30 м на расстоянии 1,6 км от берега; радиус разброса осколков составил около 500 м.

Также в ведомстве сообщили, что исследовано 100% надводной поверхности района крушения и значительная доля дна (7 из 15 секторов). В поисковой операции задействовано свыше 3,5 тыс. человек, 45 кораблей и кораблей, 12 самолетов, десять вертолетов и три беспилотных летательных аппарата.

ТАСС сообщал, что к пункту трагедии доставлены глубоководные аппараты Русского географического общества. В операции задействованы МЧС, Минобороны, погранслужба ФСБ, Росморречфлот и др. ведомства.

Первое гипотеза

В день трагедии власти не исключали версию теракта. Ее среди прочих именовал министр транспорта Максим Соколов, который возглавил правительственную комиссию по расследованию вин катастрофы. Теракт как возможную причину трагедии рассматривали и в ФСБ. Это типовое правило для таких случаев, сказал РБК источник в службе. Об инциденте, какой привел к потере управления и разрушению самолета в воздухе, сообщали и опрошенные РБК эксперты.

Самолет могли сбить ракетой из переносного зенитного ракетного комплекса или на его борту сработало взрывное конструкция, предположили собеседники РБК. Бомбу, по их мнению, могли передать пассажирам Ту-154 как посылку экипажу во пора дозаправки в аэропорту Сочи. Или она могла оказаться на борту во пора подготовки к вылету в аэропорту Чкаловский, допустили эксперты.

На аэродромах как Чкаловский, где убранству с воздушными судами гражданских авиакомпаний находятся пассажирские самолеты Минобороны, МЧС и спецслужб, — особый распорядок пропуска пассажиров на борт, напомнил РБК председатель общественного рекомендации при межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета России Сергей Груздь. На должностные борта пассажиров могут допустить, просто сверив фамилию со списком на посадку, отметил эксперт.

Проверка вещи, который перевозится военным бортом, остается на совести экипажей воздушных кораблей, сказал РБК бывший летчик ВВС России Виталий Соколовский. Одинешенек из военных журналистов рассказал РБК, что в его практике были случаи, когда в Чкаловском при полете военными бортами собственный досмотр не проводился.

Окончательный вывод

В понедельник в ЦОС ФСБ сообщили, что не выявлено примет и фактов, указывающих на возможность совершения теракта или диверсии на борту Ту-154.

Перед вылетом аэроплан был под охраной, уточнили в центре. В Сочи самолет прибыл в 3:43 мск для дозаправки, какая изначально планировалась в Моздоке, но была перенесена по погодным условиям. В аэропорту Сочи аэроплан был взят под охрану сотрудниками пограничной службы ФСБ и военнослужащими Минобороны. Во пора дозаправки на борт поднимались всего два человека — пограничник и сотрудник таможни. Из самолета для контроля за дозаправкой сходили командир экипажа и бортинженер.

На борту кроме пассажиров и их вещи было 150 кг груза — продукты питания и медикаменты. Грузов военного и двойного направления, пиротехнических средств на борту не было, уточнили в ЦОС ФСБ.


Фотогалерея
Другой день поисковой операции на месте крушения Ту-154



Четыре версии: ФСБ исключила теракт как причину катастрофы Ту-154


Четыре версии: ФСБ исключила теракт как причину катастрофы Ту-154


Четыре версии: ФСБ исключила теракт как причину катастрофы Ту-154


Четыре версии: ФСБ исключила теракт как причину катастрофы Ту-154




В районе Сочи продолжается поисково-спасательная операция на пункте падения Ту-154, на борту которого были 92 человека, в том числе девять журналистов, 64 музыканта ансамбля песни и пляски им…

Показать 10 снимок

Посторонние предметы

Попадание птиц или иных предметов в двигатель — распространенная вина воздушных инцидентов. В момент полета в турбину может угодить, например, метеорологический зонд, заявил РБК летчик 1-го класса Андрей Литвинов. При разгоне самолет может наехать и подбросить посторонний предмет, какой затем имеет шанс попасть в двигатель, сказал РБК завоёванный летчик СССР Юрий Абрамович.

Однако попадание инородного предмета или птицы в двигатель Ту-154 — маловероятная причина крушения, говорит Гусаров. У лайнера три двигателя, напоминает эксперт, и крушение случилось, когда борт набрал достаточную высоту. «Попадание птицы не надлежит было вызвать аварийную ситуацию, ведь остаются еще два двигателя. Крушение могла произойти, только если самолет налетел на станицу, и птицы попали во все двигатели», — говорит авиаэксперт.

В России фиксируется несколько десятков случаев попадания птиц в двигатели аэропланов каждый год, напоминает Гусаров. «Попадание птиц в двигатель негусто приводит к катастрофам. Наиболее опасны такие случаи при взлете, когда двигатель трудится на предельном режиме. Тогда при выходе из строя другого оставшегося двигателя может не достать», — рассуждает Гусаров.

Но совсем исключать вариант попадания птиц в двигатель упавшего в Черноволосое море Ту-154 нельзя, уверен конструктор Вадим Лукашевич, в прошедшем работник ОКБ «Сухой». Если это случилось, пояснил РБК эксперт, отпечатки от попавшей в двигатель птицы останутся на лопатке турбины, а самописец зафиксирует падение тяги двигателя.

Промах пилота

Ту-154 управлял опытный пилот — летчик первого класса Роман Волков, ​сообщал в воскресенье представитель Минобороны России Игорь Конашенков. Волков налетал возле 3,5 тыс. часов, имел опыт пилотирования в горячих точках. Гусаров и Лукашевич именуют летчиков с таким стажем «достаточно опытными».

В экипаж также входил штурман Александр Петухов, какой в 2011 году был на борту «танцующего» Ту-154 (самолет после взлета с аэродрома Чкаловский накренялся то на одно крыло, то на другое из-за проблем с системой управления, но в итоге смог благополучно сесть).

По словам Гусарова, пока нет сведений, которые указывают на промах пилотов.

Ранее СМИ сообщали, что самолет упал в момент разворота над Черноволосым морем. Лукашевич предположил, что речь могла идти о остром маневре в сторону аэропорта вылета и о попытке пилотов вернуться на полосу. Но тогда малопонятно, почему у диспетчеров не запросили экстренную посадку, отмечает эксперт. «Пока не будут отысканы и расшифрованы бортовые самописцы, ни одна версия не может почитаться основной», — заключает Гусаров.

Не тот керосин

Из-за некачественного топлива двигатели Ту-154 могли утерять мощность. Аналогичная версия фигурировала при расследовании катастрофы Як-42 в аэропорту Ярославля в сентябре 2011 года, в какой погибла хоккейная команда ярославского «Локомотива». Она не подтвердилась.

Утрата мощности может произойти при заправке самолета в зимний этап «летним» топливом, сказал источник РБК в авиастроительной отрасли. При этом эксперт отметил, что заправка «летним» керосином в случае с Ту-154 не могла повергнуть к отказу всех двигателей, поскольку было не слишком морозно. Даже если бы двигатели и отказали, добавил собеседник, отключение иных систем не произошло бы молниеносно. «За выработку электричества на борту самолета отвечает вспомогательная силовая установка, трудящаяся также на керосине. В отличие от двигателей она не привередлива к топливу. И в критической ситуации можно было бы передать сигнал о ЧП на борту», — отметил собеседник РБК.

Несостоятельной версию с топливом находит и почетный президент Международного авиационно-космического салона (МАКС) летчик-испытатель Магомед Толбоев. Он отметил, что авиационное топливо проходит несколько проверок: при поступлении в хранилище, во пора перегрузки в топливозаправщик и непосредственно при заправке. В последней участвуют члены экипажа, а собственно бортинженер, подчеркнул эксперт.


Фотогалерея
В Москве возложили цветы в память о пассажирах расколовшегося Ту-154



Четыре версии: ФСБ исключила теракт как причину катастрофы Ту-154


Четыре версии: ФСБ исключила теракт как причину катастрофы Ту-154


Четыре версии: ФСБ исключила теракт как причину катастрофы Ту-154


Четыре версии: ФСБ исключила теракт как причину катастрофы Ту-154




Утром 25 декабря над Черным морем потерпел крушение аэроплан Минобороны Ту-154, на борту которого находились 92 человека. Среди пассажиров лайнера — артисты Академического ансамбля…

Показать 13 снимок

Проблема с крылом

Последняя авиакатастрофа, причиной которой официально была наименована техническая неисправность самолета, — это крушение гражданского Ан-140 в Иране 10 августа 2014 года. Как сообщал ТАСС, отказало электронное управление двигателем.

Опрошенные РБК эксперты в версию о технической неисправности Ту-154 не веруют. Источник РБК в авиастроительной отрасли отметил, что его конструкция за десятилетия его эксплуатации изучена так хорошо, что упустить какие-либо неисправности практически невозможно.

На Ту-154 механическая система управления на гидроусилителях. По суждению Толбоева, полный отказ этой системы возможен, лишь если из нее уйдет вся жидкость. «Отказать эта система может, лишь если в бак с гидравлической жидкостью, который находится в центроплане, попадет снаряд. Но даже с протечкой бака можно продолжить полет», — заявил эксперт.

Однако он допустил крушение вследствие усталостных разрушений в механизации крыла. «При уборке закрылков механизмы на крыльях могли сработать не синхронно — одна секция прибралась полностью, а другая нет. Самолет начал вращаться и разрушился», — предположил Толбоев.

При этом ни одинешенек из экспертов, опрошенных РБК, не смог выделить какую-либо официальную версию как основную. Решительные выводы можно будет делать после исследования осколков и расшифровки бортовых самописцев.

При участии Филиппа Алексеенко