Его еще именуют «домиком» для икон. Это большой ящик с прозрачной передней стенкой (обычно из стекла) с запором. Предназначен для сохранности святыни от пыли.
Домашние киоты
Ящик вечно делается под размер иконы. Есть киоты, которые предназначены для нескольких икон – складни, или фигурные, больше напоминающий иконостасы, так как лики могут располагаться линиями.
Сделать киот под силу любому мужчине, который может работать с деревом, но важно помнить, что натуральное дерево надлежит «дышать». Поэтому помимо защиты нужно обеспечить внутри ящика зазоры между иконой и рамой. Это обеспечивается деревянными колышками, благодаря каким святыня плотно стоит в ящике, но вместе с тем есть и воздух.
Киоты для домашних икон могут быть как самыми несложными, так и с украшениями.
Киоты для церквей
По цели изготовления от домашних киоты для церквей не отличаются. Но если домашние святыни назначены для того, чтобы вешать их на стену, но храмовые бывают:
- Угловые;
- Напольные;
- Аналойные.
И это уже не просто ящики. Угловые киоты воображают собой триптих с Христом или Пресвятой Богородицей в центре. Их вешают или устанавливают в угол, рамы богато украшены резьбой и позолотой.
Напольные киоты – это тумбы, какие устанавливаются нередко посреди храма. Рассчитаны они на 4 и более икон.
Аналойные – ящики для небольших икон, которые поп может поставить перед собой на аналой во время службы.
Ну и конечно же огромные обычные ящики для храмовых образов. Часто такие используют для крестных ходов.
Надо сказать, что часто икона и ее «домик» связаны не только стремлением искусника украсить святыню. Они могут быть связаны стилистически и на более высоком уровне. Например, если резьба (или эмали), какими украшена рама, изображают сюжеты из жизни и подвиги святого.
Как еще можно защитить икону
Но ящик – не единственный способ на длинные годы сохранить святыню. В древности использовались еще и накладки, – иногда в добавление к ящику, иногда отдельно от него.
Накладки могли закрывать изображение целиком, за исключением лики и рук. Но закрывали не просто так. Накладки в точности, до малейшей детали повторяли сюжет иконы. Это была воистину ювелирная труд. Для нее использовались листы драгоценного и полудрагоценного металла, либо сюжет иконы вышивался на дорогих тканях – шелке, бархате или парче. Для этого использовался бисер, тонкий речной жемчуг, драгоценные камни.