Коробки с документами проекта закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый этап 2018 и 2019 годов» в Доме правительства России
Государственные затраты начнут сокращаться не с 2017 года, как анонсируют власти, на самом деле расходования бюджета де-факто уменьшаются уже второй год подряд, показало изыскание РБК. Это видно, если пересчитать показатели федерального бюджета в сопоставимых стоимостях 2016 года. Сокращение в предстоящие три года тоже оказывается еще немало значительным, если анализировать расходы с поправкой на инфляцию, а не номинальные.
«Мучительный линия»
Исследование охватывает период 2011–2019 годов, в основу перерасчетов улеглась среднегодовая инфляция (данные для будущих трех лет взяты из правительственного проекта бюджета). В прошедшие годы номинальные расходы бюджета ежегодно росли, вылитая картина наблюдалась и в реальном выражении (исключениями стали 2011, 2013 и 2015 годы, когда расходования незначительно снижались). Именно 2015 год стал самым показательным: если номинальные затраты по его итогам выросли на 789 млрд руб., то при пересчете сократились на 1,6 трлн руб. В льющемся году расходы в реальном выражении сократятся на 327 млрд руб. по сравнению с предыдущим. С этой точки зрения в предстоящем сокращении расходов ничего особенного уже нет — натуральный секвестр продолжается уже второй год, а в целом цикл снижения государственных расходований по нынешнему бюджетному плану продлится не менее пяти лет (с 2015 по 2019 год).
Бюджетные затраты: на войну и на мир
В сложившейся в России ситуации сокращение бюджета — один-единственная политика, которая позволит оставить размер госдолга на нынешнем степени и уменьшить объем дефицита, имеющий принципиальное значение для страны, отмечает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александра Суслина. Стимулирование экономики линией увеличения расходов было возможно в 2008 году, когда Россия располагала вящим объемом резервов, но сейчас они истощаются, добавляет она. «Более того, неверно отождествлять объем трат на экономику с ростом. Мы можем потратить сколько угодно, но это может не повергнуть ни к какому эффекту, потому что у нас очень низкая эффективность», — рассуждает эксперт. Сохранение низеньких цен на нефть должно стимулировать отказ от неэффективных расходов — пока такие программы хоть и принимались, но на деле не трудились, напоминает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Арсений Мамедов.
Нынешнее сокращение расходований бюджета — расплата за ошибки прошлых лет, когда власти неосновательно увеличивали расходы на волне высоких цен на нефть, отмечает ведущий научный сотрудник института «Середина развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Чернявский. Бюджетная конструкция была шатка, добавляет он: «Мы тратили конъюнктурные доходы, не создавая достаточных резервов на случай острого и устойчивого падения нефтяных цен». Бюджетные планы властей на вытекающую трехлетку — «мучительный путь приведения в соответствие нефтяных цен и расходов бюджета», замечает эксперт.
Нефть в мена на НДС
Структура доходов бюджета меняется на глазах. Если в прошедшие годы вклад сырьевого экспорта в бюджет мог достигать и 41% (как в 2011 году), то после падения нефтяных цен ситуация переломилась и доходы от внешнеэкономической деятельности рухнули ниже 20% в 2016 году (в предстоящую трехлетку сокращение продолжится). В лидеры по размеру лепты в доходы бюджета выходит НДС — его доля должна достичь почти 40% к 2019 году, ее рост воли традиционно объясняли улучшением администрирования. Кроме того, на это могла повлиять и рослая инфляция, рассуждает Чернявский.
Впрочем, налоговое администрирование вряд ли играет значительную роль в росте доли НДС, а причина его высокого вклада кроется лишь в сокращении нефтегазовых доходов, но никак не в диверсификации экономики, категорична Суслина из ЭЭГ. Администрирование частично помогло увеличить вклад НДС в бюджет, но эффект уже достигнут, и бюджетный прогноз о его сохранении «излишне оптимистичен», подчеркивает Мамедов из РАНХиГС.
Выживание как приоритет
Основной приоритет принимаемого бюджета — выживание, и это видно из высокой части социальных расходов, говорит Суслина. Сейчас федеральный бюджет — силовой и социальный. Самую вящую долю в расходах традиционно занимает раздел «Социальная политика» (социальные пособия, трансферты Пенсионному фонду и т.д.), к 2019 году эти затраты достигнут почти 30% всего бюджета. Традиционно рослы расходы на военных и силовиков — например, в 2013–2014 годах расходования по разделам «Национальная оборона» и «Национальная безопасность» в совокупности и вовсе превышали 30%. Но сейчас ситуация меняется, особенно в части оборонных расходов, какие с нынешней доли в 22% в структуре затрат в следующие три года опускаются до 16%. Сокращение расходов на силовиков также приметно: если в 2012–2014 году их доля составляла 14–15%, то сейчас снижается до 11% в течение всего трехлетнего бюджетного цикла.
При еще не проведенной пенсионной реформе бюджет так и будет оставаться социальным, подчеркивает Чернявский. Впрочем, кушать сомнения, что расходы на силовиков и оборону останутся на текущем степени — например, в конце 2016 года власти решили профинансировать погашение долгов оборонных предприятий на 800 млрд руб., напоминает Мамедов. Принимаемый бюджет «сравнительно сбалансирован» — он не идеален, но другого варианта и нет, указывает Суслина. Госдолг в России невысокий, теоретически можно было бы потратить резервы и повысить заимствования для стимулирования экономики, но это несет «существенный макроэкономический риск», помечает Мамедов из РАНХиГС. Резко сократить расходы будет невозможно, и невесть, каковы будут условия для займов через несколько лет, объясняет он.
Но стоит учитывать и уже существующий риск раздувания бюджетных расходов, сообщает Чернявский. Например, при нефти по $50 бюджетные расходы уже в вытекающем году могут вырасти на 5% по сравнению с планом, строчит в своем обзоре от 7 декабря главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Если стоимости на нефть будут выше прогнозных $40, то, скорее итого, вырастут и доходы и расходы, дефицит при этом сохранится на старом уровне, добавляет Мамедов. Говорить об устойчивом бюджете можно будет, лишь когда заработает новоиспеченное бюджетное правило (оно ограничивает расходы бюджета базовым степенью доходов при нефти по $40 за вычетом расходов на обслуживание длинна), то есть с 2020 года, резюмирует эксперт ВШЭ Андрей Чернявский.