Все заключительные годы экспорт отечественных строительных материалов растет. Сегодня их качество не уступает зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам может даже превышать их, потому потенциал российских компаний в этом направлении оценивается высоко.

К примеру, высокой конкурентоспособностью на зарубежных рынках выделяются теплоизоляционные материалы и конструкции с теплоизоляцией российского производства. Они сегодня являются одним из лидирующих сегментов в росте вывоза. Потребитель также ценит высокое качество кровельных материалов, радиаторов отопления и других продуктов.

Курс отечественной экономики на локализацию зарубежных компаний в России, с одной сторонки, отобрал у российских производителей часть рынка. Но, с другой стороны, эти компании создают высококонкурентную среду, заставляя отечественные предприятия развиваться, разрабатывать и вводить инновационные технологии и поддерживать качество российской продукции на высоком уровне, что позволяет им конкурировать, в том числе, и на мировых базарах.

Однако в целом экспортный потенциал строительной продукции пока реализуется слабо, имеется дисбаланс между вывозом и импортом. Так, по разным данным, Россия экспортирует в среднем около 12 процентов производимых строительных материалов, а часть импорта составляет около 15 процентов. Эта диспропорция имеет не только ценовые, но и регуляторные причины.

К сожалению, на базаре строительных материалов велика доля фальсифицированной и контрафактной продукции. В некоторых регионах этот показатель достигает 60-70 процентов, что безотносительно неприемлемо. И во многом причина заключается в отсутствии единого регуляторного инструмента, который позволял бы контролировать деятельность производителей строительных материалов, подтверждать их качество, существенные свойства и характеристики.

Истина, в последнее время наметилась позитивная тенденция — в отношении некоторых видов строительной продукции вводится обязательное подтверждение соответствия в облике декларирования или сертифицирования. Однако это не решает проблему полностью, поскольку не охватывает весь рынок. Поэтому недобросовестные производители продолжают поставлять фальсифицированную и контрафактную продукцию, и это сказывается не лишь на внутреннем рынке, но и подрывает доверие к российским производителям на рынках внешних. Наша ассоциация считает, что решить эту проблему можно, зачислив национальный или межгосударственный технический регламент. Он мог бы стать тем самым инструментом, который позволил бы отрегулировать отрасль и убрать с базара недобросовестных производителей.

Наметилась позитивная тенденция: в отношении некоторых видов строительной продукции вводится обязательное подтверждение соответствия в облике сертифицирования

Еще одна проблема, требующая безотлагательного решения, — это оборот сертификатов добровольного подтверждения соответствия, выданных с нарушениями распорядка проведения сертификации. Сегодня некоторые сертификаты могут быть выданы органами по сертификации, которые не имеют компетенций в этой районы (аккредитации кодов деятельности на проверяемую продукцию), или организациями, которые уже прекратили свою деятельность.

Если же говорить о ценовой составляющей, то тут производителям необходима поддержка государства. Для выхода на внешние рынки экспортерам нужно подтверждать качество своей продукции, получать соответственные сертификаты, стоимость которых может достигать 10 тысяч долларов, что для многих мелких производителей недостижимо. Добавочные издержки приносят валютные риски, более сложные контракты, усложняют логистику, прохождение экспортных процедур и т.д. Потому в нашей отрасли выполнить указ президента, в котором поставлена задача по увеличению несырьевого экспорта практически в два раза к 2024 году, будет непросто.

Нас веселит, что первые шаги для поддержания российских компаний при выходе на зарубежные рынки и улучшения инвестиционного климата государством уже предпринимаются. Так, по черты Минпромторга России действует ряд мер, которые подразумевают частичное субсидирование затрат предприятий на сертификацию продукции за рубежом. При этом помимо государственных банков производители могут также воспользоваться поддержкой Внешэкономбанка, Российского экспортного середины и ряда других организаций: это субсидирование затрат на сертификацию продукции, компенсация логистических издержек, страхование и финансирование экспортных контрактов, кредитная поддержка бизнеса и т.д.

Как одно из крупнейших профессиональных союзов, Ассоциация НОПСМ также принимает активное участие в поддержке российских производителей. Совместно со Школой экспорта РЭЦ мы прочертили обучающие курсы, на которых знакомили производителей стройматериалов с финансовыми и нефинансовыми инструментами центра, которыми могут воспользоваться экспортеры. Мы также сотрудничаем с иными крупными организациями, которые занимаются государственной поддержкой, включая Фонд развития промышленности, ВЭБ и др. В рамках партнерства мы создаем для производителей систему «одного окна», сквозь которую они могут воспользоваться этими мерами.

Для борьбы с контрафактом рынку нужен регуляторный инструмент

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Татьяна Батенева