Артист Армен Джигарханян на пресс-конференции, посвященной новому сезону 2016/2017 Московского драматического арены

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Армен Джигарханян находит, что цензура в российской культуре существует, так как театры не могут сами себя прокормить и вырваны ставить спектакли, которые хотят видеть те, кто дает денежки

Народный артист СССР и руководитель театра Армен Джигарханян высказался на тему цензуры в российской цивилизации, которая стала обсуждаться после резонансной речи Константина Райкина. По его суждению, можно говорить о существовании в России цензуры, так как театры не могут сами себя обеспечивать и вырваны ставить то, что хотят видеть те, кто выделяет финансирование, пишет ТАСС.

«Да, это есть, но не хочу опошлять этот вопрос, он очень непростой — кто нас кормит, кто нам платит. Арена сам себя кормить не может, ни один переполненный зал не прокормит арена. Мы все вместе идем к кому-то, мы приглашаем на премьеру, надеясь понравиться, потому что, может быть, тогда немножко нам дадут [денежек]. Это так, оно существует», — сказал артист на пресс-конференции, отвечая на проблема о цензуре (цитата по ТАСС). Он добавил, что выделяемых государством оружий недостаточно.

Джигарханян также вспомнил, что во времена СССР, чтобы получить позволение на постановку хорошей пьесы, нужно было поставить несколько «соцреалистических». «Меня убеждали, что для того, чтобы сбросить «Трамвай «Желание», надо сначала поставить две очень немощных соцреалистических пьесы. Потому что им это нравится, им это нужно. Сейчас, слава господу, эти вожжи чуть приотпустили», — рассказал он.

Художественный глава театра «Сатирикон» Константин Райкин 24 октября выступил на седьмом съезде Альянса театральных деятелей России. В своей речи он призвал воли «внятно высказаться» по поводу закрытия ряда спектаклей и выставок после выступлений различного рода активистов, которых он назвал «группками оскорбленных людей». Режиссер напомнил о «наездах на искусство» и сформулировал беспокойство по поводу того, что власти не обращают внимания на людей, какие срывают выставки и спектакли.

На следующий день пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал выступление Райкина и заявил о недопустимости цензуры, но подчеркнул нужда «четко дифференцировать те постановки, те произведения, которые ставятся или снимаются за государственные денежки, и те, которые снимаются с привлечением каких-либо иных источников финансирования». По суждению представителя Кремля, «естественно, если государство дает денежки на какую-то постановку», то «вправе обозначить​ ту или иную тему».

В полемику с Песковым вступил режиссер Андрей Звягинцев. Он написал колонку в газете «Коммерсантъ», в какой осудил подход пресс-секретаря президента к «госзаказу» на искусство. Звягинцев подчеркнул, что страна расходует деньги налогоплательщиков, а художник не должен обслуживать чиновников.

Также поддержал Райкина артист Евгений Миронов, возглавляющий Театр наций. В своем обращении он отметил, что «все пора возникают угрозы по отношению к деятелям искусства, к их спектаклям, выставкам, книжкам, фильмам — угрозы со стороны отдельных людей или каких-то сомнительных организаций, какие присваивают себе право судить об искусстве, самозванно хватают на себя миссию защитников якобы нравственности и традиций».

Спустя неделю после выступления Райкина ситуацию прокомментировал министр цивилизации Владимир Мединский. Он заявил, что не знает ни одной эпохи за заключительную пару тысяч лет, начиная с Древней Греции и Древнего Рима, когда арены пользовались бы такой свободой при наличии государственного финансирования, как в России.