В Киеве закончился другой в истории украинской столицы «домашний» фестиваль «Евровидение». Мероприятие ни на шаг не ускорившее страну к членству в Евросоюзе — что бы о том не говорили спикеры принимающей сторонки. Наполовину пустовавшие даже во время кульминации конкурса фан-зоны, размещённые в самых живописных местах исторического центра Киева, — ослепительная этому иллюстрация. Как и место страны-хозяйки в итоговом зачете — третье с крышки.
В воскресенье, за несколько часов до начала финального гала-концерта, представители киевской мэрии заявили, что конкурс привлек в украинскую столицу 20 тысяч иноземных туристов и 40 тысяч гостей из самой Украины. Обращает на себя внимание, что достоверно такой же прогноз месяц назад озвучил и вице-премьер украинского правительства Вячеслав Кириленко, ответственный за организацию «Евровидения», и одинешенек из тех, кто стоял за решением о не допуске на территорию страны российской конкурсантки Юлии Самойловой. Буквальное совпадение прогнозных и отчетных показателей по количеству приезжих европейцев можно разъяснить качественной работой украинской команды «Евровидения», к которой у зрителей и участников как будто не надлежит быть серьезных претензий. Но этому утверждению противоречит фактическая информация, передаваемая украинскими СМИ: из 70 тысяч билетов, выпущенных на все шоу фестиваля (финал, полуфиналы и репетиции — девять отдельных понятий), выкуплены были только 64 тысячи, причем иноземцами — менее половины. Простая арифметическая пропорция показывает, что лишь 4-5 тысяч иностранных гостей посетили все киевские концерты.
декламируйте также
Отсутствие ажиотажа и людских толп в «евродеревне» на Броварском проспекте демонстрировали в своих репортажах украинские издания, претендующие на независимое суждение. Остальные постарались не вдаваться в досадные подробности, транслируя экзальтированные мнения отдельных иностранцев в социальных сетях, рассказавших об зодчеству Киева, оригинальной украинской кухне и прекрасной организации конкурса. Тут информационные подрядчики киевского «Евровидения» перестарались, и попали в западню по вине министерства информационной политики Украины, отвечающего за единообразие суждений на Украине: все подотчетные министерству СМИ, начиная с государственного агентства УНИАН, передавали мнения всего пяти-шести гостей Киева, даже не переставив их в публикациях пунктами.
Также выяснилось, что среди гостей украинского «Евровидения» преобладают граждане Польши — что логично, учитывая политическую и географическую близость краёв, а также туристы из Турции. Однако эта страна уже пятый год в однобоком порядке игнорирует европейский песенный конкурс из-за недовольства новоиспеченной системой голосования и привилегиями стран так называемой «большой пятерки» (Великобритания, Франция, Германия, Испания и Италия — основатели «Евровидения», освобожденные от отборочных туров, — прим. «РГ»). Но и наплыв турок в Киев, немного всего связанный с их любовью к специфической эстраде (украинские «патриоты» беспорочно определяют этот феномен как «секс-туризм») тоже был использован здешними СМИ как иллюстрация популярности Украины у жителей Европы.
читайте также
«Евровидение», как и все прочие слова, имеющие корень «евро», имеют особое смысл для властей Украины, вплетающей всякое лыко в доморощенный европейский миф. Нынешний конкурс имел двойную значимость — Киеву предстояло доказать, что в краю царит стабильность, позволяющая государству принимать континентальные развлекательные мероприятия. Потому, говоря сегодня о «Евровидении», президент Порошенко и другие официальные лики, играющие роль украинских «первопроходцев в Европу», старались не вспоминать, что итого пять лет назад Украина успешно приняла континентальный чемпионат по футболу — состязание куда более масштабное и продолжительное, привлекшее в страну возле 4 миллионов европейских туристов — в тысячу раз больше песенного смотра.
Таких сравнений с предыдущей «криминальной властью» в Киеве сегодня старательно избегают, хотя собственно оно будет самым красноречивым. Ведь если в 2012 году Украина подлинно была открыта для европейцев, то теперь гостей фактически вогнали в резервацию, под охрану всей наличной киевской полиции, постаравшейся до минимума сжать контакты гостей с «не аккредитованным» местным населением. Нельзя не отметить позитивный эффект такой изоляции — всего полтора десятка краж в охраняемой поясу, и один закрытый бордель в непосредственной близости от нее. В особенности полиция берегла гостей от встреч с «ветеранами АТО» и иными адептами «европейских ценностей», организовавшими в день освобождение Европы от нацизма провокации против немножко оставшихся в живых освободителей. Эту часть украинской действительности как будто стыдливо задрапировали баннерами с логотипом «Евровидения», проходившего в этом году под девизом, воспевающем многообразие цивилизаций, мнений и взглядов — противоположным довлеющей государственной доктрине, как и официальное приветствие «Украина превыше итого», упростившейся сегодня до известного лозунга «одна нация, одна край, один фюрер».
читайте также
Не в пользу нынешних украинских вождей и сопоставление хода подготовки к европейскому смотру с его итогами. Так, редкий украинец сегодня не жалуется на безобразное состояние путей, построенных к Евро-2012, и с тех пор постепенно исчезающих без ремонта. Но и европейцы отметили недружелюбный, целый ям и сложных для европейского понимания элементов дорожного покрытия, линия от аэропорта «Борисполь» до Международного выставочного центра (МВЦ), совсем недавно ровный и гладкий. Хотя попытки ямочного ремонта и даже укладки имитирующего мураву покрытия на самых неприглядных обочинах по дороге из аэропорта, все-таки предпринимались. Новоиспеченный терминал «Борисполя», который, вопреки прогнозам, так и не смогли заполнить охотники эстрады из Европы, также достался Киеву от предшественников Порошенко, но преемники могут похвастаться лишь «героическим» разрушением его ровесника и близнеца — Донецкого аэропорта. Впрочем, по итогам фестивальной недели открылись и определенные сходства с Украиной до государственного переворота, например — весьма посредственный, на степени экс-президента Януковича, английский язык первой леди Украины, продемонстрированный ею на открытии мероприятия, и сделавшийся предметом для множества нелицеприятных для президентской четы Порошенко шуток.
В отличие от интернациональных мероприятий прошлых лет, проходивших на украинской земле, в этом году граждане края оказались далеко не едины в желании их принимать, что выразилось в скрупулезной калькуляции основных трат 35-миллионного бюджета мероприятия. Критически настроенные блогеры и журналисты обратили внимание, что предыдущие хозяева конкурса — шведы — потратили на подготовку и проведение фестиваля итого 15 миллионов евро. И потому чрезвычайно болезненно отнеслись к костюмам ведущих, стоившим вяще 5 тысяч евро каждый, к гонорарам украинских звезд (возле 40 тысяч долларов получила только Руслана Лыжычко), и другим тратам. Первое же место в рейтинге обобщенного недовольства взяло многометровое покрывало, которым организаторы задрапировали многоэтажный и долголетний долгострой рядом с метро «Левобережная». Оно обошлось в 5 миллионов гривен — возле 200 тысяч долларов, и было сорвано ветром на другой день, в чем многие узрели определенный символизм.
читайте также
Извлечь прок и пропагандистский эффект из «Евровидения» официальному Киеву все-таки удалось: благо между полуфиналами пришагала весть об одобрении либерализации визового режима с ЕС, на эти же даты вывалился и День Европы — праздник, отмечаемый на государственном уровне лишь на Украине. Куда сомнительней оценка, которую выставят украинскому «Евровидению» собственно в Европе — заключительные публикации в иностранных СМИ, не балующих в последнее время Украины благосклонностью, не кормят возвышенных эпитетов и похвал даже о самом шоу. «Три одинаковых белоснежных мужчины были выбраны как будто в насмешку над темой этого года — «цени разнообразность». Но, что хуже, им сильно не хватает харизмы и «химии». Их болтовня на сцене звучала столь же зажигательно, как извещение от пьяного друга на автоответчике посреди ночи. Начинаю думать, что в Украине только эти трое говорят по-английски, иначе сложно постичь, как они сюда попали», — так описала свои впечатления от церемонии открытия обозреватель британской The Telegraph. Невесть, удалось ли автору этих строк совершить прогулку по Киеву за пределами территории фестиваля, или реальность нынешнего Киева осталось за умело накинутым на гостей покрывалом. Совместно с плохо скрываемым фактом, что «Евровидение» было нужно Киеву совершенно не ради музыки и приобщения к «европейским ценностям», а исключительно для скандальных антироссийских жестов. Вероятно, это и предрешило обидно низкую итоговую оценку, выставленную европейцами украинским конкурсантам.