Основатель и экс-владелец группы МИАН Александр Сенаторов

Фото: Арсений Несходимов для РБК

Александр Сенаторов 20 лет назад основал агентство недвижимости МИАН. Сейчас он с партнерами строит новый бизнес — сервис поиска текстов песен. И желая участники рынка скептически относятся к идее проекта, сам Сенаторов надеется, что со порой стартап будет стоить $100 млн

Акционер инвестиционной группы «Коперник», основатель и экс-владелец группы МИАН Александр Сенаторов с младенчества играет на гитаре и сочиняет музыку, но с написанием слов к песням нередко испытывал проблемы. Однажды бизнесмен через друзей познакомился с поэтом-песенником, но тот предложил чересчур высокую цену за свои услуги и сотрудничество не сложилось, рассказал Сенаторов в интервью журналу РБК.

Возле двух лет назад бизнесмен решил, что помочь с поиском текстов могло бы публичное объявление конкурсов на сочинение текста к музыке по определенным параметрам — ритм, тема грядущей песни, ключевые слова, которые должны быть использованы, и т.д. Будучи программистом по образованию, Сенаторов разрешил автоматизировать процесс подбора — разработать алгоритмы, которые проанализируют уже созданные кем-то и предлагаемые на торговлю тексты и «посоветуют» их музыканту.

Фабрика песен: зачем основатель МИАН запускает музыкальный стартап

Зимой 2015 года Сенаторов поделился идеей с товарищем детства и бывшим заместителем гендиректора «Мосметростроя» Леонидом Астриным — тому задумка понравилась. Вскоре нашелся и третий партнер — Анатолий Старостин, глава группы исследования технологий извлечения информации в ABBYY. В заключительные годы Старостин, сам музыкант и автор песен, занимался компьютерной лингвистикой и разрабатывал программы для самодействующего анализа стихов.

После нескольких встреч партнеров было зачислено решение запустить «фабрику песен» Musimatix: Сенаторов и Астрин сделались инвесторами, а Старостин в качестве своей доли внес в стартап технологию разбора стихов. Доли партнеры не раскрывают, а операционным управлением занимаются сами. «В стартапе будет сложно делить роли», — говорит Астрин.

Инвестиции в запуск Musimatix не раскрываются, но окупить их партнеры собираются немного чем через год. Сенаторов говорит, что это «небольшие» личные вложения партнеров. «По сравнению со стоимостью недвижимости в Москве это сущие копейки», — отметил он. Денежки пошли на зарплату, аренду помещения и серверов. Однако сейчас Musimatix разыскивает соинвесторов и уже подает заявку на присвоение статуса участника сообщества «Сколково», что позволит в дальнейшем притязать на гранты фонда, рассказал Астрин.

Параллельно с запуском стартапа Сенаторов решительно расставался с прежним бизнесом: в августе 2016 года «Коперник» реализовал принадлежащие ему площади в доме Наркомфина, памятнике конструктивизма на Новинском бульваре в Москве, какой он в разное время планировал превратить то в отель, то в жилой комплекс. Покупателем площадей сделалась компания «Лига прав» бывшего гендиректора «Коперника» Гарегина Барсумяна. Сумму сделки сторонки не раскрывают, эксперты агентств недвижимости Kalinka Group и «Метриум Групп» оценивали часть Сенаторова в $1,5–6 млн, писала газета «Коммерсантъ».

Офис «Коперника» все еще занимает в доме Наркомфина двухэтажную квартиру, но Сенаторов сообщает, что недвижимостью больше не занимается.

Собери песню

Летом 2016 года Сенаторов с командой из восьми человек представил Musimatix товарищам. Официальный запуск сервиса запланирован на ноябрь. Musimatix помогает «собирать» песни: так, музыкант сочинил мелодию и может задать сервису параметры необходимых стихов, а система на основе лингвистических алгоритмов подыщет подходящий по ритму текст. В компании трудятся около десяти сотрудников (в основном разработчики), в следующем году их будет до 30 — добавятся новоиспеченные разработчики, маркетологи, специалисты по продвижению и работе с клиентами.

До официального запуска партнеры не занимаются продвижением сервиса, потому пока в нем зарегистрировано всего около 100 пользователей, какие тестируют сервис. После официального старта компания начнет продвижение: запустит конкурс песен с денежными призами, рекламу в социальных сетях среди профессиональных сообществ, а в грядущем планирует продвигать «молодых поэтов и композиторов». На продвижение до крышки года выделено 12 млн руб.

У Сенаторова есть понимание, что можно будет находить «успешным сервисом»: если через год-два аудитория Musimatix составит 1% народонаселения стран присутствия. Именно столько человек профессионально занимаются музыкой и строчат стихи, объясняет бизнесмен. «К ним добавятся пользователи, для которых музыка — это хобби», — сообщает он, ссылаясь на проведенное по заказу Musimatix маркетинговое исследование о перспективах сервиса и его потенциальной аудитории.

$42,9 млрд составила выручка всемирный музыкальной индустрии в 2015 году

$1 млрд составила оценка дарового сервиса Shazam, «угадывающего» музыку по ее фрагменту, исходя из заключительного раунда инвестиций в феврале 2015 года

Источники: Crunchbase, PwC

Музыка на потоке

«Неинтересно заниматься тем, что мастерят все. Поэтому мы делаем то, что не делает никто», — говорит Сенаторов, уверяя, что у Musimatix нет аналогов в вселенной. Опрошенные журналом РБК участники рынка не слышали об аналогичных сервисах.

Фабрика песен: зачем основатель МИАН запускает музыкальный стартап

По словам Астрина, чем-то вылитым занимается американская Hitrecord, основанная в 2004 году актером Джозефом Гордоном-Левиттом. Перрон позволяет авторам, музыкантам, дизайнерам и режиссерам совместными усилиями основывать видео, фильмы, песни и даже книги. Hitrecord трудится как продюсерская компания, и авторы получают деньги за те произведения, права на какие она выкупает. С 2010 года Hitrecord, по собственным данным, выплатила авторам немало $2 млн, всего у нее более 80 тыс. пользователей.

Существуют и иные сервисы, которые так или иначе позволяют создавать музыкальные созданья в Сети. В июне 2016 года о запуске механизма создания мотивов и видео искусственным интеллектом Magenta объявила корпорация Google. С технологиями самодействующего создания музыки работает и японская Sony: ее парижская Лаборатория информатики трудится над несколькими проектами. Среди них система VirtualBand, которая разбирает музыкальные записи и на их основе учится распознавать стили. Музыканты могут использовать VirtualBand для проигрывания сопровождения: например, распознав игру на саксофоне, программа «пишет» партию ударных и гитары. Иной пример — проект Virtuoso: программа сама создает джазовые импровизации.

Научить компьютер строчить музыку и заработать на этом пытаются небольшие стартапы. Так, в 2013 году композитор Дрю Сильверстейн основал сервис Amper, какой умеет сочинять мелодии по заданным характеристикам, таким как «ликующий классический рок» или «мрачный и эпичный». Сервис рассчитан в основном на создание саундтреков, строчило издание Business Insider.

Тем же занимается британский стартап Jukedeck. На его сайте пользователь может избрать музыкальный стиль, настроение композиции (например, «меланхоличная» или «энергичная») и ее длительность, и система моментально создает мелодию. Стоимость услуги составляет от $0,99 до $199 (в этом случае покупателю передаются права на создание) за одну скачанную композицию, причем физические лица и небольшой бизнес могут использовать сервис бесплатно, если при публикации трека указывают, что он был создан в Jukedeck. В июне 2016 года компания получила приз Каннского фестиваля в номинации «Инновации».

«Сейчас деятельно развиваются технологии анализа текстов и аудиосигналов, алгоритмы все лучше соображают эту информацию», — говорит руководитель сервиса «Яндекс.Музыка» Андрей Гевак. Компания тоже экспериментировала с самодействующим созданием музыки: летом 2016 года сотрудники «Яндекса» Алексей Тихонов и Иван Ямщиков выпустили альбом «Нейронная оборона», тексты к песням какого написал робот. «Нейронные сети, благодаря которым это сделалось возможным, научились писать тексты в стиле Егора Летова, основателя группы «Штатская оборона», — говорит Гевак.

«Пойди туда, не ведаю куда»

Разработанный партнерами бизнес-план показывает, что потенциальная стоимость компании — $100 млн, уверенно сообщает Сенаторов, вырасти до него он планирует «достаточно быстро». Musimatix планирует получать в первую очередь на подписке на расширенный функционал: например, с собственным кабинетом, где за $20 в год можно сохранять созданные композиции.

Пока стихи в систему загружают их авторы. Но намечается, что на Musimatix музыканты смогут не только искать готовые стихи, но и коротать конкурсы на создание текстов. За организацию таких конкурсов сервис будет хватать «символический взнос» (его размер еще обсуждается), а судить конкурсы будет жюри из профессиональных музыкантов. С несколькими сервис сейчас ведет переговоры, повествует Сенаторов.

Партнеры-основатели Musimatix также собираются зарабатывать на исполнении созданных на их площадке композиций. За такие услуги сервис желает брать с заказчика комиссию — 10–20%.

Станет ли стартап прибыльным, будет зависеть от того, удастся ли компании привлечь пользователей и создать «созидательный котел», считает гендиректор Warner Music Russia Александр Блинов. С ним согласен Андрей Гевак: «Успех проекта складывается из точности труды алгоритмов подбора и востребованности продукта у музыкального сообщества». Технологически задача Musimatix решаемая, находит он.

Создать хиты в Musimatix вряд ли получится, считает гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов. По его словам, за заключительные 20 лет в большинстве случаев самыми популярными становились песни, написанные одним человеком, либо те созданья, над которыми авторы текста и композиторы изначально работали совместно. Сенаторов не отрицает: на вершине музыкального олимпа действительно есть универсалы, которые умеют писать музыку и стихи и исполнять песни. Но Musimatix создается в первую очередность для коллаборации тех, кто может создавать только часть произведения — музыку или стихи.

В перспективности идеи Коннов не уверен: по его суждению, схема подбора текста Musimatix может подойти​ лишь для стилей, где текст вторичен, например электронной танцевальной музыки (EDM). Сенаторов готов зачислить неудачу: «Мы создали не имеющий аналогов сервис — у нас игра в «пойди туда, не ведаю куда». Если проект быстро не окупится, мы поймем, что отправь не туда и потеряли наши инвестиции. Поплачем и займемся чем-то иным».