Что такое натуральная любовь к кино, понимаешь в «Белых Столбах», где Госфильмофонд двадцать два года проводит фестиваль архивного кино.
Придуманный вроде бы для «архивных юношей», историков кино и киноведов, он — давным-давно вышел за рамки узко профессиональные. Причиной тому и то, что круг почитателей старого кино отнюдь не узок — неспроста «Эхо фестиваля» слышно и в «Иллюзионе» в Москве (с 10 по 17 марта), а в этом году — и на площадке студии «Лендок» в Петербурге (с 24 по 28 марта). И то, что Госфильмофонд обладает одним из богатейших собраний, какое, как едва ли не всякий архив, обещает встречу с раритетами и забытыми шедеврами. Но причина еще и в том, что сегодня кинематографическое наследие в вселенной осознается как национальная (и музейная) ценность. Не зря, скажем, на Берлинале показ отреставрированного фильма Фрица Ланга «Метрополис» в сопровождении симфонического оркестра собирает огромный зал. Архивное кино становится значительнейшим контрапунктом фестивальной программы.
У нас же фестиваль «Белые Столбы» оказался контрапунктом к многочисленным фестивалям, которые одно пора служили заменой проката. Более того, он задавал планку. И после встречи с архивными раритетами и шедеврами престарелого кино вдруг мельчали на глазах, сдувались собравшие кассу блокбастеры. Увы, кроме кассы и спецэффектов, некоторым и предъявить-то нечего. Другими словами, фестиваль «Белые Столбы» взял на себя актуальную миссию — напомнить, что кино не только бизнес и забава, но и искусство. И, конечно, один из самых надежных хранителей прошлого. Но для начала надо сохранить, отреставрировать, восстановить сами кинофильмы.
Именно поэтому фестиваль открывается представлением отреставрированной копии немого фильма Фридриха Эрмлера «Обломок империи» (1929). Труд над его восстановлением длилась больше семи лет и стала одним из важнейших международных проектов Госфильмофонда России.
Совместная реставрация с музеем кино EYE (Амстердам) и Фестивалем немого кино в Сан-Франциско сделала для зрителя доступной первоначальную версию кинофильма, что была некогда изрезана цензурой. Оригинальная музыка к этому фильму была написана одним из ведущих композиторов советского авангарда Владимиром Дешевовым и восстановлена для фестиваля дирижером Михаилом Голиковым. Впервые за немало лет фильм будет показан не только так, как он задумывался, но и с «родной» живой музыкой. Показ фильма будет сопровождать Симфонический оркестр Ленинградской районы под управлением Михаила Голикова, народного артиста республики Кабардино-Балкария. История этой реставрации — отдельный сюжет, о нем расскажет художественный глава фестиваля Петр Багров.
Но реставрировать приходится не только немое кино. Оригинальные негативы фильма Николая Досталя «Облако-рай» (1990), одного из знаковых для эпохи «перестройки», не сохранились в России. Новоиспеченную копию пришлось печатать с контратипа при непосредственном участии режиссера и оператора фильма.
Гвоздем программы «Архивные находки», одной из беспрерывных на фестивале, в этом году станут мелодрама «Псиша, танцовщица Екатерины» (1922), в которой сыграли выдающиеся артисты Ольга Гзовская и Михаил Тарханов, и картина «Про обезьянку» (1935) — одна из последних советских немых лент.
Но центральной темой фестиваля этого года сделается кино «оттепели». Кроме хорошо известных фильмов «До свидания, мальчики» (1964), «Три дня Виктора Чернышева» (1967), «Собственная жизнь Кузяева Валентина» (1967), в программе — уже традиционно — первые фильмы мэтров отечественного кино. В том числе полотна «Пядь земли» (1964) и «Эй, кто-нибудь!» (1962), снятые совместно Андреем Смирновым и Борисом Яшиным, фильм «Слова» (1966) Владимира Левина… А также первые кинофильмы Георгия Шенгелая, Андрея Хржановского, режиссерский дебют Сергея Никоненко, снятый во ВГИКе диплом классика болгарского кино Ивана Терзиева…
Новоиспеченная программа фестиваля будет посвящена выдающемуся архивисту, первому художественному руководителю фестиваля Владимиру Юрьевичу Дмитриеву. В нее взойдут фильмы, которые благодаря Дмитриеву не канули в Лету. В этом году покажут ленты «И бог создал женщину» (1956) Роже Вадима и «Истина» (1960) Анри-Жоржа Клузо…
Фестиваль дает возможность представить итоги кропотливой работы историков кино. В этом году здесь представят книги о фронтовых кинооператорах. Александр Дерябин подготовил детальный справочник «Создатели фронтовой кинолетописи…». Вторая книга «Плачьте, но снимайте!» написана Валерием Фомин при участии Владимира Михайлова и Варвары Ждановой, Тамары Сергеевой.