Глава Сбербанка Герман Греф

Фото: Олег Яковлев/РБК

Набсовет Сбербанка одобрил трансформацию кредитной организации в «финансовую экосистему» к крышке 2018 года. Концепция подразумевает встраивание в платформу банка различных партнеров, какие будут пользоваться открытыми данными

Наблюдательный совет Сбербанка одобрил трансформацию кредитной организации в «финансовую экосистему» к крышке 2018 года, сообщил журналистам глава банка Герман Греф по итогам заседания рекомендации во вторник. «В целом наблюдательный совет одобрил идею обращения банка в экосистему. Окончательное решение будет принято после понятия нами новой стратегии [на 2019–2023 годы]», — отметил Греф.

«Мы создаем принципиально новоиспеченную платформу, которую должны до конца 2018 года закончить. Мы подвигаемся в рамках плана, целый ряд сервисов мы уже внедрили», — заявил Греф.

По его словам, при создании экосистемы будет использована концепция отворённого кода, которая подразумевает встраивание в платформу Сбербанка различных партнеров. Они смогут употреблять открытыми данными и кодами банка.

«Концепция открытого кода, open source​, нам дает возможность всегда находиться на гребне инноваций. Мы используем open source — решения, какие сотни-тысячи участников постоянно модифицируют, и мы имеем доступ к ним», — добавил Греф.

Он отметил, что у Сбербанка кушать планы вывода экосистемы на внешние рынки. «Платформа, какую мы создаем, — универсальная. Она позволяет нам оперировать на любых базарах. Есть одно «но» — это санкции. Санкции в нашей интернациональной деятельности нам очень мешают», — признал глава Сбербанка.

Ранее газета «Коммерсантъ» строчила, что Сбербанк работает над проектом запуска на его базе национальной экосистемы. Намечается, что проект будет оказывать услуги потребителям и бизнесу в самых различных областях. По расчетам банка,​ к 2025 году объем экономики подобный экосистемы может составить 65 трлн руб.

Глава Сбербанка также отметил, что банк рассматривает партнерство в рамках создания экосистемы с такими компаниями, как «Яндекс» и Mail.Ru. «Что прикасается «Яндекса», это наш очень близкий партнер. Мы являемся акционером «Яндекса», у нас кушать совместный бизнес с ним, и считаем компанию технологическим лидером в краю. Мы обсуждаем расширение нашего партнерства и с одной («Яндексом». — РБК), и с иной (Mail.Ru. — РБК) компаниями», — отметил Греф.

«Мы для себя наметили свое грядущей: платформенная организация с развитой экосистемой вокруг. Причем доля системы — это наши дочерние сервисы, предприятия, где мы участвуем, также это самостоятельные компании, может быть, малые, средние компании, какие получают доступ сразу же к большому объему данных и большенному объему клиентов», — передает «Интерфакс» слова Грефа.

Как разъяснил глава Сбербанка, платформа строится сразу с отрытым API (application programming interface, интерфейс программирования приложений). Кроме того, она должна вводить следующие компоненты: open source (программное обеспечение с отворённым кодом), облачность, поддержка режима in memory processing (формат труды с открытыми данными). Также платформа должна быть основана на deep learning (алгоритм машинного обучения) и artificial intelligence (ненастоящий интеллект). «Много-много компаний захотят к ней подключиться. Нам значительно иметь не только платформу, которая сможет обращаться к data factory, к разбору больших данных, но и иметь доступ к клиентам», — отметил он.

РБК попросил нескольких экспертов проанализировать компоненты грядущей платформы. Главный редактор IT-издания TAdviser Александр Левашов сообщает, что, судя по описанию, Сбербанк хочет создать платформу вроде iOS от Apple или Android от Google, на базе какой будут появляться приложения. «Сбербанк не первый в России игрок из финансовой сферы, кто предпринимает подобные попытки, — отметил Левашов. — Так, по такому пути идет холдинг «Открытие», который формирует экосистему сервисов кругом своего основного банковского бизнеса — для онлайн-банкинга, для аутсорсинга бухгалтерии сквозь интернет».

Как уточнил Греф, Сбербанк также ведет переговоры о партнерстве с такими компаниями, как «Яндекс» и Mail.Ru Group. В пресс-службе «Яндекса» от комментариев отказались. Представитель пресс-службы Mail.Ru Group заявил, что они бывальщины бы рады сотрудничеству с крупнейшим банком России как «крупнейшей перроном в интернете с точки зрения как аудитории, так и уже поддерживаемых карт пользователей».

На прошедшей неделе Герман Греф присутствовал на совещании с участием президента Владимира Путина по проблемам интернет-торговли. Среди прочего президент отмечал, что считает значительным, «чтобы в России работали свои авторитетные, сильные площадки для электронной торговли», говорилось в стенограмме вводной части. В том числе это должно позволить более эффективно продвигать и отечественные товары, и услуги на зарубежные базары, отметил президент.

Глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров приветствовал создание целого агрегатора, который будет объединяющей площадкой для большого числа российских производителей. Предполагается, что данные он будет затем передавать в ведущие зарубежные маркетплейсы, Alibaba, Amazon, Rakuten и иные.

«Агрегатор позволит определить спрос на российские товары за рубежом без дорогостоящих маркетинговых расходов», — отметил Федоров. Он находит, что Сбербанк мог бы стать подобным агрегатором. «Но это было бы странно. Сбербанк как огромная тендерная площадка мог бы сделаться маркетплейсом для работы с госорганами других стран», — находит глава АКИТ. По мнению Александра Левашова, в области интернет-торговли роль Сбербанка может быть базовой как платежной системы, кругом которой будут развиваться стартапы.