По преданию, первым православным иконописцем был апостол Лука. Но нарисовал он не Христа и его духовных братьев, а Богородицу. В качестве основы была взята доска обеденного стола из дома святого семейства. Отчего именно Дева Мария? Все просто — не во всех религиях можно было рисовать мужчин, а христианство только-только зарождалось.

Наконец во 2 столетье нашей эры, по мере того как религия обрастала историей и святынями, зародилась традиция рукотворного написания ликов святых. Но развитие жанр получил лишь к 4 веку, а самые старые иконы, дошедшие до нас, датируются шестым веком.

Многие не видят разницы между языческими и христианскими изображениями (к скульптуре и иным видам декоративно-прикладного искусства это тоже относится), но она огромна. Если языческие идолы и статуи — это прямое отождествление предметы с божеством, то икона в православии — это способ проникновения в горний, высший мир через предмет материального мира.

Первые образа

Они были выполнены в технике восковой живописи, затем ее сменила темпера, а в 18 веке — масло.

В настоящее пора по всему миру святыни можно найти в виде:

  • Фресок;
  • Мозаики;
  • Скульптур;
  • Картин знаменитых живописцев.

Второе рождение иконопись пережила в Византии. Собственно там располагалось множество мастерских. Были мастера в Египте, Грузии и даже Эфиопии. Но наибольший расцвет иконописи пришелся собственно на нашу страну.

Иконы в нашей стране

Первая мастерская в Киевской Руси датируется 9 веком. Судя по раскопкам, художник тяни процесс изготовления иконы осуществлял сам:

  • Вытесывал доски;
  • Изготавливал краски;
  • Нагревал и готовил янтарную олифу для покрыытия.

Доски с ковчегом популярны примерно с 12 века, об этом свидетельствуют раскопки мастерской Олега Гречина в Нижнем Новгороде. Уже тогда образ состояла из пяти слоев:

  • Деревянная доска, подготовленная особенным образом;
  • Грунт;
  • Краски;
  • Защитный слой;
  • Оклад.

Начиная с 14-15 столетия заготовкой досок занимались специальные мастерские (или отделения иконописных мастерских, как в наши дни). Для того, чтобы икона пережила столетия, — а самые древние, повторимся, датированы 6 веком и отдельные экземпляры пережили потопы, пожары, нашествия неприятелей, доска должна быть особым образом подготовлена. Далеко не всякое дерево подходило для этой цели. И его надо было весьма хорошо высушить. Чтобы избежать прогиба иконы, доску составляли из 2-3 частей. По этой же причине внутри выдалбливалось особое углубление — ковчег. Далее на доску наклеивали ткань — паволоку и наносили белый грунт или левкас.

Все, доска готова к нанесению изображения. Богомазы делятся на личников (мастеров, которые рисуют лица) и доличников — тех, что рисуют все остальное.

После нанесения изображения образ покрывали олифой или лаком на масляной или смоляной основе.

А для защиты иконы можно закрыть ее окладом или поместить в мпециальный ящик — киот.

В наши дни технология почти не изменилась.