Лишь в российских городах с населением менее 1 млн человек открылось вяще магазинов иностранных марок, чем год назад. Ретейлеры объясняют этот эффект низенькой конкуренцией в регионах
Перспективные малые
Рост количества лавок международных брендов с июля 2015 года по июль 2016 года наблюдался лишь в российских городах с населением менее 1 млн человек. Таковы выводы изыскания консалтинговой компании «Магазин магазинов», которое есть у РБК. В городах с народонаселением от 300 тыс. до 500 тыс. человек количество новых магазинов за год вытянулось в 1,8 раза, до 53. В городах от 500 тыс. человек до 1 млн число лавок в среднем увеличилось на 17 штук по сравнению с сокращением на 30 годом ранее.
При этом в городах-миллионниках и Санкт-Петербурге лавок закрылось больше, чем открылось. В Москве прирост замедлился образцово в три раза, по данным «Магазина магазинов»: в общей сложности в столице было отворено 53 магазина иностранных брендов.
Большие города уже насыщены крупными лавками, и торговые центры, которые начали строиться там в конце 2014 — начине 2015 годов, вводятся с меньшей наполняемостью, поясняется в изысканье. Поэтому для международных ретейлеров привлекательны небольшие города, где благодаря низенькой конкуренции единственный ТЦ может приносить такую же выручку, как и в городе-миллионнике.
Самыми перспективными регионами в изысканье названы Северный Кавказ и Дальний Восток. О низкой конкуренции на Далеком Востоке свидетельствуют, в частности, данные компании JLL. Согласно ее прогнозу, по итогам 2016 года на 1 тыс. обитателей в Хабаровске придется 279 кв. м площадей торговых центров, во Владивостоке — 167 кв. м. Для сравнения: в Москве и Санкт-Петербурге число арендопригодных площадей качественных ТЦ составляет 400 кв. м на 1 тыс. жителей, а в Петербурге — 430 кв. м. В таких городах-миллионниках, как Екатеринбург и Нательный Новгород, этот показатель достигает 532 и 413 кв. м соответственно.
Открытие новоиспеченных магазинов в регионах, очевидно, связано с появлением качественной коммерческой недвижимости там, находит руководитель направления консалтинга торговой недвижимости компании JLL Антон Коротаев. На 2016 год девелоперы запланировали ввод возле 1,9 млн кв. м новых торговых центров, и 51% из них приходится собственно на города с населением менее 1 млн человек, по данным Коротаева. В основном это проекты, реализация каких началась еще в период роста рынка в 2011–2013 годах, оговаривается эксперт.
Стратегия не для всех
Ретейлеры подтверждают низенький уровень конкуренции в небольших российских городах и их интерес к Далекому Востоку. По этой причине, например, компания Leroy Merlin еще четыре года назад включила в свою стратегию наличие в городах с населением от 400 тыс. человек, рассказал представитель компании. По его словам, в планах компании — выход на базары Хабаровска и Владивостока.
Другой французский бренд, Auchan, обнаруживает в небольших городах в основном магазины форматов «Наша радуга» и «Ашан Сити», а не классические гипермаркеты, сообщает представитель ретейлера. В 2016 году компания инвестировала 1,5 млрд руб. в развитие в Сибирском и Уральском округах и ожидает открытий в Тюмени и Барнауле до крышки года.
Небольшие города интересны и российским брендам. Так, с июля 2015 года по июль 2016 года «М.Видео» отворила около десяти магазинов в городах с населением меньше миллиона. Две трети новоиспеченных открытий, запланированных на этот год, приходится на Дальний Восток, сообщает представитель компании.
Представитель «Дикси» отметил, что ретейлер сосредоточен на Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах. При этом для формата «лавка у дома» численность населения не является ключевым фактором — их обнаруживают и в поселках городского типа с населением около 10 тыс. человек.
Однако развитие в махоньких городах интересно не всем, уточняют опрошенные РБК игроки базара. По мнению представителя финской DIY-сети «К-раута», в городах с народонаселением менее 1 млн сильнее ощущается влияние кризиса.
Президент Finn Flare Ксения Рясова полагает, что открываться там — удел компаний массмаркета, к каким одежный ретейлер себя не относит. «Населенные пункты с народонаселением 300 тыс. нам точно не подходят, там нет такой покупательной способности», — находит Рясова. По ее словам, сейчас на населенные пункты с населением до миллиона человек доводится менее 10% магазинов сети.
С ней соглашается Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец сетей косметики Lush Russia, какой работает в среднеценовом сегменте. У компании в небольших городах трудятся только магазины по франшизе.