Предприниматель Тимофей Шишкин

Фото: Из собственного архива

Десять лет и $1,2 млн потратил предприниматель Тимофей Шишкин на создание софта для аналитики путевого трафика, но не нашел в России ни крупных клиентов, ни инвесторов. Зато его разработки очутились востребованы в Сингапуре

«По сути современный автомобиль — это компьютер. Как в «Формуле 1», можно отслеживать состояние машины в онлайн-режиме и исходя из свидетельств датчиков определять приоритеты в очереди на ремонт. Можно предотвращать поломки и срезать косты на сервисе», — описывает свою разработку для сингапурской лизинговой компании Goldbell Тимофей Шишкин. Программное обеспечение, разработанное командой Шишкина из Нательного Новгорода, отслеживает состояние 4 тыс. машин в Сингапуре. Этот контракт приносит $25 тыс. ежемесячно. Разработки, какие оказались мало кому нужны в России, пользуются спросом в Юго-Восточной Азии.

Опережая пора

В середине 2000-х 27-летний нижегородец Тимофей Шишкин реализовал семейный бизнес по поставке оборудования и расходных материалов в медицинские середины за $1,5 млн. «Продал на пике — после завершения федеральной программы «Здоровье», — вспоминает Тимофей.

‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;

var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006

try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}

try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}

try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}

parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;

s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);

window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}

run();

})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>

Ему хотелось заниматься чем-то технологичным. Внимание привлек одинешенек из проектов нижегородского бизнес-инкубатора — «Дорога.TV». Недавние студенты во главе с разработчиком Евгением Макаровым развивали проект, позволяющий следить ситуацию на дорогах города на экране компьютера или мобильного телефона.

В 2006 году Шишкин вложил в разработку первые $500 тыс. и нанял команду основателей на труд в новую компанию ООО «Видео Сити». «Яндекс.Пробки» тогда еще в Нательном не работал, а заторы уже были серьезные. Компания ​транслировала видео с камер наблюдения в интернет на сайт www.doroga.tv. Идея была в том, чтобы автомобилист закатывался на сайт посмотреть реальную ситуацию на дорогах Нижнего Новгорода перед поездкой, чтобы спланировать оптимальный маршрут. Компания подключалась к городским камерам с позволения властей и установила порядка 140 собственных камер за собственный счет.

Еще не придумав, как на таком сервисе можно зарабатывать, Шишкин сделался продвигать его в других городах. «Я рассчитывал привлечь на сайт трафик, а после уже придумать, как его монетизировать. ​Поэтому мы подключали не только российские города, а разом целились и на мировые столицы», — рассказывает Шишкин. В Москве, так, подключились к камерам интернет-провайдера «Акадо». В Лондоне «Дорога.TV» сотрудничала с компанией Transport of London, контролирующей тяни наземный и подземный транспорт английского мегаполиса. В Нью-Йорке условились с муниципалитетом о получении доступа к более 400 камер частных охранных компаний. Предпринимателю даже не пришлось лететь в США, чтобы условиться. «Нам все шли навстречу, так как вопрос с аналитикой транспортных потоков волновал городские администрации по всему вселенной», — вспоминает Тимофей. К 2008 году сервису удалось подключить 20 городов в России и за рубежом.

«Помимо изображения с камер сервис умел демонстрировать заторы на карте: закрашивал дороги зеленым, желтым и алым, — рассказывает бывший гендиректор сервиса Михаил Денисов. — К тому же можно было выстроить оптимальный маршрут — как добраться из точки А в точку Б, используя различные виды общественного транспорта. Можно было смотреть маршрут движения конкретного автобуса в реальном поре. Но самым посещаемым разделом стал чат! Он был проще всех в разработке, а приносил вяще всего трафика, потому что в пробке людям хотелось пообщаться товарищ с другом».

Посещаемость портала www.doroga.tv доходила до 300 тыс. уникальных пользователей в месяц, а Шишкин разыскивал способы заработка. Попробовал продавать доступ к сайту, предложив оформлять подписку на месяц или год — для основы только автомобилистам Нижнего Новгорода. Но подписку за несколько сотен рублей оформили лишь 3% пользователей. Тогда команда Шишкина стала торговать рекламу на сайте, но рекламные доходы составляли всего возле $6 тыс. в месяц. Этого явно не хватало, чтобы поддерживать ресурс. «Проблема подобных сервисов в том, что люд не готовы платить за удобные, но необязательные для них услуги — им психологически легче отказаться от них вовсе», — находит Денисов.

Беда в том, что «Яндекс» в 2006 году запустил в Москве даровой сервис «Яндекс.Пробки», вскоре корпорация стала отслеживать трафик на путях и в других крупных российских городах. Аналогичный сервис предложил и интернациональный конкурент поисковика — в 2008 году в России запустились Google Maps.

Как нижегородец зарабатывает на «умном» транспорте в Сингапуре

Дорогостоящие пассажиры

«Несмотря на финансовые неудачи, я еще больше убедился, что спозаранку или поздно технологии, отслеживающие трафик, будут востребованы по всему вселенной, — сделал свои выводы Тимофей. — Число пользователей росло с каждым днем, проблема оставалась с тем, как на этом заработать».

Если не готовы платить автомобилисты, может быть, раскошелятся пассажиры социального транспорта? Шишкин начал создавать сервис оповещения о прибытии автобусов. Первым клиентом сделалась нижегородская «Мега», которой нужно было сообщать клиентам о расписании дарового автобуса, курсирующего до торгового центра. Программисты «Дорога.TV» разработали java-приложение, какое отправляло пассажирам уведомление, когда бесплатный автобус будет на конкретной остановке. «Проект был тестовым, и «Мега» уплатила за него совсем немного, а когда город запустил свои маршруты в сторонку ТЦ, то необходимость в шаттле и вовсе отпала», — вспоминает пилотный проект предприниматель.

Шишкин предложил сделать то же самое для городского социального транспорта. Обратился в нижегородский диспетчерский центр, в ведении какого находились все маршрутки и легальные такси города. «Проект мы сделали даром. Было важно получить доступ к большим данным о движении итого общественного транспорта в городе», — говорит Шишкин. Город обязал всех коммерческих перевозчиков оснастить автомашины GPS-навигаторами и передавать информацию в диспетчерскую, данные обрабатывал софт «Путь.TV».

Однако эта модель тоже не сработала — клиенты маршруток не покупали подписку на информационный сервис, а попросту дожидались нужной маршрутки. Деньги стремительно заканчивались: с момента основания компании Шишкин поспел потратил уже $1 млн, а доходы были разовыми и небольшими. Он разрешил привлечь инвестиции.

Как нижегородец зарабатывает на «умном» транспорте в Сингапуре

Фото: Из личного архива

Курс на корпорации

В апреле 2009 года основатели «Пути.TV»Тимофей Шишкин и Евгений Макаров сидели в офисе «Яндекса» — менеджеры корпорации увидали их проект на одном из «стартаперских» мероприятий и пригласили поговорить. Заинтересовать «Яндекс» не удалось, программисты корпорации уже написали решения для мониторинга транспорта.

Команда разрешила переключиться на корпоративных клиентов. «Мы сместили фокус разработки — тяни опыт по анализу трафика, дорожных ситуаций перенесли в отдельную перрон для управления парком транспорта», — вспоминает Михаил Денисов.

В тот момент как раз завязался бум «облаков», позволяющих хранить большие объемы информации на удаленных серверах, что мощно удешевляло стоимость решений для B2B-сегмента. «Мы поняли, что в корпоративных системах управления транспортом кушать нереализованный потенциал в обработке и анализе больших данных. Многие компании попросту аккумулируют данные без какого бы то ни было  анализа. Остальные же трудятся в основном на морально устаревшем софте, который к тому же спрашивает высоких затрат на установку и покупку лицензий», — повествует Тимофей.

Первым клиентом стала нижегородская диспетчерская служба, какая в свое время предоставила доступ к городским автобусам. «По сути, мы сделали то, что именуется «транспортная система умного города», — говорит Шишкин. — Так, тепловую карту передвижения людей по городу, наподобие тех, что используют янки. Разработали новую модель движения автотранспорта с учетом этих этих, чтобы сделать городские перевозки более эффективными».

Заместитель директора департамента транспорта и связи Нательного Новгорода Михаил Моделкин называет команду Шишкина «неглупыми ребятами»: «Компания «Дорога.TV» создала функционал, использующий разбор данных спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, предоставляемых городом для прогнозирования пробок. Разработала алгоритмы дефиниции средней скорости транспортного потока и прогнозирования заторов на определенных участках путевой сети». Однако заработать на сотрудничестве с городом Шишкину не удалось — основным поставщиком сделалась московская компания «Транснавигация», а разработки нижегородцев лишь дополняли ее функционал.

Отыскать клиентов в коммерческом секторе тоже не получалось, как и привлечь инвестора. В 2011 году в розысках инвестиций Шишкин обращался к Александру Галицкому, управляющему фондом Almaz Capital. Идея Галицкому понравилась, но денежек он не дал. «Не сложилось не потому, что это плохая компания, а потому, что мы инвестируем итого в три—пять проектов в год», — говорит директор московского офиса компании Ирина Горячева.

Сложный базар

Основные сегменты рынка транспортной телематики — это «умное страхование» (страховщики подают скидки аккуратным водителям, по прогнозам, к 2020 году объем базара составит 4,1 трлн руб.), сервисы экстренной поддержки и телематика для лизингового транспорта. По данным аналитической компании Berg Insigh, в 2015 году коммерческий транспорт на территории СНГ и Восточной Европы насчитывал 10 млн грузовых и 15 млн легковых машин. При этом лишь 13,5% из них были подключены к системам мониторинга. Среди лидеров базара — компании Gurtam, Omnicom, «ТехноКом», «Скаут», Fort Telecom.

«Пользователи пока не весьма понимают, как использовать эти технологии, чтобы получить ощутимые итоги», — считает предприниматель Феликс Хачатрян, который трудился на рынке транспортной телематики, но переключился на финансовые технологии и развивает проект uBank.

«Лет пять-шесть назад все бурливо развивалось, а потом появились госпрограммы, которые предписывали использовать оборудование определенного образа. Например, требовалось, чтобы терминал, установленный в машине, мог трудиться в сетях 3G, что тогда было сложно реализовать, — повествует совладелец одного из лидеров рынка, который обанкротился несколько лет назад. — Мы все ожидали, чем же это закончится, но не дождались».

Старший проектный менеджер кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково» Владимир Пучков сообщает, что на рынке транспортной телематики наблюдается стагнация уже два-три года. «Команда Шишкина сумела отыскать новую точку роста, применив технологии искусственного интеллекта для оптимизации управления транспортом. Диспетчер, использующий систему Baseride, может эффективно обслуживать на распорядок больше транспортных средств, чем при работе с другим продуктом, а это означает снижение издержек», — находит эксперт.

Выход в Сингапур

Найти инвестора Шишкину удалось неожиданным манером. В 2012 году предприниматель встретился с бывшим однокурсником с экономфака ННГУ, какой занимался венчурными сделками в Сингапуре. «Это был фонд Ruvento с русскими денежками, который инвестировал в технологические компании в Юго-Восточной Азии», — объясняет Тимофей. Венчурный капиталист денежек не дал, но познакомил предпринимателя с коллегами, один из которых затем помог получить инвестиции от фонда National Research Foundation правительства Сингапура. Фонд инвестировал в компанию Шишкина в всеобщей сложности 600 тыс. сингапурских долларов (45,5 руб. за доллар по курсу на 30 ноября 2016 года). Шишкин зарегистрировал в Сингапуре компанию Baseride Technologies Pte Ltd.

Первоначальный транш в 300 тыс. получили с условием, что второй будет вероятен только в том случае, если компания найдет клиентов в Сингапуре. Впрочем, с розыском помогли сами сотрудники фонда — они познакомили Шишкина с представителями крупнейшей в краю лизинговой компании Goldbell.

«Конечно, связываться с русским стартапом для них было рискованно, но мы недорого разработали специально под них полностью кастомизированное решение, — сообщает Тимофей. — Соотношение цены и уникальности продукта было на нашей сторонке».

Ведущий IT-менеджер Goldbell Мак Хон-Нгаи написал РБК, что первое пора волновался — справится ли неизвестная русская компания со сложной задачей, но во пора пробного периода все прошло гладко.«В Сингапуре есть немало «взрослые» компании, которые могут предложить подобные услуги, но команда Baseride показала натуральную страсть в построении лучшего продукта, они отлично анализируют вящие объемы данных», — признает Мак Хон-Нгаи.

В управлении компании возле 4 тыс. машин, которые часто ломаются, а земля в Сингапуре весьма дорогая, компания не может позволить себе построить достаточное число ремонтных мастерских. Софт Baseride Technologies отслеживает состояние любой машины в режиме онлайн и отправляет на ремонт или ТО именно те машины, у каких велик риск поломок. В 2014 году Goldbell заключил с компанией Шишкина контракт и платит за подобный сервис $25 тыс. в месяц.

Вскоре появился новый клиент — компания, курирующая транспорт на острове забав Сентоза и на территории Сингапурского технологического университета. Здесь Baseride Technologies отслеживает перемещения и состояние транспорта на четырех маршрутах, получая за это возле $1,5 тыс. в месяц.

Сейчас, по словам Шишкина, услуги сделались подключать малые компании в Сингапуре, оказывающие услуги вроде доставки пиццы или уборки мусора. Специально для них компания разработала софт, назначенный для парков всего в 10–20 машин. «Мы понимаем, что эти люди выделяются от тех, кто сидит в корпорациях или департаментах транспорта, но у них тоже есть надобность улучшать свою эффективность, снижать издержки», — сообщает Шишкин. В 2016 году компания подписала первый соглашение и за пределами Сингапура — в Малайзии с местным логистическим холдингом Tiong Nam.

Основной плюс выхода на зарубежный рынок — доходы компания получает в валюте, а издержки в основном несет рублевые. Выручка Baseride Technologies в 2015 году составила $400 тыс., сейчас виток достиг $50–55 тыс. в месяц. В самом Сингапуре работает лишь один человек, остальные 20 — в России.

В России же дела шагают по-прежнему неважно. Компания Шишкина проводит тестовые внедрения своих решений для сети​ «Магнит» и дистрибьютора «Мегаполис», но коммерческих контрактов все еще нет.