Многие танцоры, достигая профессионального степени, приходят к решению открыть свою студию. Но в реальности все может оказаться не так просто, как в мечтах. «РГ» узнала, как развит этот базар на Дальнем Востоке, легко ли на него зайти и насколько сильна конкуренция.

Не в Париже живем

Руководитель первого в Хабаровске клуба социальных плясок Валерий Мельнийчук утверждает, что начать ему было несложно. Нашел помещение, расклеил по городу объявления, набрал группу. Тогда, в 2006 году, про латиноамериканские сальсу и бачату тут знали мало. Конкуренты появились позже.

— Это хорошо. Когда много танцоров одного направления, можно совместно устраивать вечеринки, конкурсы, — делится Валерий. — Но в целом сейчас ситуация обстоит хуже, чем лет десять назад. Тогда мы коротали больше мероприятий, выезжали за границу. Сейчас народ «неподъемный».

Основное финансовое вложение — аренда зала. Он должен быть спокойным, просторным, располагаться в центре Хабаровска и стоить недорого. Иначе придется повышать цену занятий.

— Подходящих помещений немного. Город их не строит. Инвесторы в возведении танцевальных залов, как, например, в Москве, не заинтересованы. Выбираем из того, что остается. Мастерим ремонт в бывших библиотеках, спортзалах и актовых залах учебных заведениях. А потом эти «метры» становятся привлекательными — и тебе повышают аренду. За рубежом развивать такой бизнес комфортнее. К примеру, сейчас я снимаю зал, который стоит 1200 рублей в час. А коллега из Парижа за помещение возле Нотр-Дам де Рей платит на наши деньги 700 руб­лей в час. Там власти заинтересованы, чтобы в каждом районе люди занимались чем-то увлекательным. Разыгрываются гранты. Ты можешь предложить проект, если за него проголосуют люди, его помогут воплотить. Можно весьма недорого или вообще бесплатно получить помещение. Проводятся ярмарки, где можно организовать презентацию своей школы.

В хабаровском клубе социальных плясок  занимаются взрослые. Возраст учеников от 20 до 50 лет. Привлекают их сама атмосфера парных танцев и стабильная стоимость дел: 300 рублей — разовое посещение и 2200 — абонемент. Для мужчин и женщин условия разные. Партнерши по абонементу могут побывать восемь уроков, а у партнеров безлимит.

— Потому что на них основная нагрузка, это специфика наших танцев, — объясняет Валерий Мельнийчук. — Никаких иных акций, скидок не делаю. Пробных бесплатных занятий тоже. Смысла не вижу. Если человек хочет, он приходит, если нет… Кушать такие люди — ходоки. Они ходят везде бесплатно, а ты только тратишь на них силы.

Танцы в массы

А вот создатель школы фламенко Галина Новоселова даровые занятия проводит регулярно. Так она знакомит хабаровчан с темпераментным испанским танцем и заражает любовью к нему сеньоров и сеньорит от 18 и до…

— Возрастных рубежей в этой сфере нет. Главное — желание танцевать! — говорит Галина. — Люди приходят с горящими глазами и приносят в коллектив свою duende — давлю.

Чтобы стимулировать активных учеников, действует система скидок. Например, если flamencas хотят приобрести на месяц вяще одного абонемента (2500 рублей за восемь занятий), каждое последующее обойдется дешевле.

Аренда зала и тут главная затрата руководителя.

Владелец бизнеса в Хабаровске снимает зал за 1200 рублей в час. Его французская коллега за помещение возле Нотр-Дам де Рей платит в пересчете по курсу 700 рублей

Деньги уходят также на покупку специальных туфель для фламенко, вееров, шалей, кастаньет, тростей для пляски, сом­бреро… Все это Галина привозит из Испании. А еще она ежегодно организует Дальневосточный фестиваль «Flamenco de Amur» и совместные мастер-классы с коллегами из Барселоны, Севильи и Мадрида.

Глава студии современного танца в Благовещенске Руслан Куликов тоже считает, что его миссия — нести танцевальную культуру в массы. Потому главная цель не получить больше денег, а дать знания ученикам. Но заработать получается.

— Танцору не обязательно владеть свою студию, громкое имя. Достаточно желания работать на свое портфолио, — считает Руслан. — На тебя будут сходить люди с предложением сотрудничать. Мы так приглашаем педагогов. Видим хорошего танцора и предлагаем работу. Кто-то совмещает преподавание в нескольких студиях, некто работает только с нами. Но все стараются заниматься танцами. Дают мастер-классы. Участвуют в соревнованиях и выигрывают денежные призы. Летом нередко уезжают на работу в Китай.

Но отсюда же и основная проблема студии — текучка кадров. Творческим людям не сидится на одном пункте. Часто приходится искать педагогов на замену.

С поддержкой

Организовать работу проще, если мастерская не частная, а государственная. Так, ребяческую вокально-танцевальную студию в Южно-Сахалинске всем необходимым — от просторных залов до концертных костюмов — обеспечивает Областной центр внешкольной воспитательной труды, который относится к региональному министерству образования.

Такая поддержка — это с одной стороны большой объем бумажной труды (за каждую копейку нужно отчитаться), а с другой — защищенность и хорошие зарплаты.

— Перейдя сюда, я поняла, что танцами можно заработать, — делится педагог основ актерского мастерства и хореографии Татьяна Семенцова. — Ранее преподавала в сахалинском университете, зарплата была меньше. Хоть и нагрузка та же.

Есть и финансовые вливания от родителей учеников. Месяц обучения обходится семейству каждого ребенка в 2500 рублей, ежегодный взнос — в 500. А еще мамы-папы дважды в год оплачивают детям, педагогам и себе поездки на интернациональные и всероссийские конкурсы. За победы ребята могут заслужить бесплатное обучение.

— В этом году ученики старшей группы получили существенные денежные призы, — хвастается Татьяна. — Премии губернатора Сахалинской районы в поддержку талантливой молодежи. По 60 тысяч рублей каждому.