Лечение иноземцев в России может стать одной из значимых статей несырьевого вывоза. Для развития медицинского туризма в стране есть все предпосылки.
С 2015 года основным конкурентным преимуществом стандартизированного лечения в России является снижение его стоимости, какое произошло после девальвации курса рубля. Заметно выигрывают стоматология, микрохирургия очи, пластическая хирургия. Причем в области микрохирургии глаза Россия и без этого имеет преимущества благодаря уникальным технологиям и долголетнему опыту проведения операций. В федеральных клинических центрах неплохая инфраструктура. Очевидно, что это может привлечь пациентов из дальнего зарубежья, в том числе для получения немало дешевых услуг, которые не покрываются страховкой.
Пока на базаре медицинского туризма мы проигрываем и по объемам, и по привлекательности отрасли. На часть России приходится не более 0,4 процента этого базара. В Международном индексе медицинского туризма (Medical Tourism Index) Россия занимает 34-е пункт из 41. В этом рейтинге учитываются не только компетентность и слава докторов и стандарты оказания услуг, но и отношение к пациентам в цельном, дружелюбность персонала.
По данным минздрава, в 2016 году поддержка в медицинских учреждениях федерального уровня получили 66,4 тысячи иноземцев, три четверти из них — амбулаторно. Более 70 процентов иностранных пациентов, получивших медуслуги в России, — граждане краёв СНГ. В 2015 году въездной медицинский туризм принес России от 7 до 10 биллионов рублей, а в 2016 году вырос до 10-15 миллиардов, однако эти цифры не учитывают эти по частным организациям. Спектр направлений, привлекающих иностранцев, будет широк: стоматология (в основном — имплантация и протезирование), урология, гинекология (в основном — ЭКО), пластическая хирургия, ортопедия, травматология, сердечно-сосудистая хирургия, офтальмология. Система региональных медицинских учреждений, готовых принимать иноземцев, не развита. Как следствие, около 90 процентов пациентов едут в Москву и Санкт-Петербург.
Что же необходимо сделать, чтобы ситуация изменилась? Во-первых, отрасль должна сделаться «гостеприимной». Сейчас наблюдается явный дефицит квалифицированных медицинских работников, какие могли бы общаться с пациентами на иностранных языках. Уровень сервиса не дотягивает до привычного иноземцам. Немаловажная проблема — устаревший санаторно-курортный фонд. Мало кто из иноземцев захочет тратить деньги в санаториях, построенных в советские поры и не похожих на привычные здравницы Восточной и Западной Европы. Еще одинешенек факт может показаться удивительным: сами медицинские учреждения не заинтересованы в привлечении иноземных пациентов.
На вопрос, почему так происходит, многие отвечают, что для основы нужно разобраться с внутренними проблемами в сфере здравоохранения, а после уже работать с иностранцами. Такой ответ можно интерпретировать и как «пока никто не устанавливал такой задачи».
Еще одна проблема — визовый режим. В российской консульской практике нет категории «медицинская виза», следственно, нет возможности на основании медицинских документов получить визу в ускоренном порядке или иметь гибкий график пребывания в России на случай длительного и не регламентированного по поре лечения. Пациенты вынуждены приезжать по туристической визе и сталкиваться со всеми имеющимися в этой связи ограничениями. Ряд краёв, где работают стратегии развития экспорта туристических услуг (так, Германия и Малайзия), ввели специальные «медицинские визы», сроки пребывания по ним, как правило, довольно длительные — до 6 месяцев. В Малайзии и вовсе при необходимости оказания экстренной медицинской поддержки предусмотрен упрощенный въезд в страну для пациента с последующим оформлением въездных документов.
Кроме того, иноземцам неоткуда узнать о возможностях, которые открывает перед ними Россия. За рубежом утилитарны нет информации о возможностях российской медицины. Маркетинговая стратегия привлечения иноземных пациентов на государственном уровне на сегодняшний день отсутствует.
В вселенной разворачивается ожесточенная конкуренция за состоятельных пациентов
При этом в вселенной разворачивается ожесточенная конкуренция за состоятельных пациентов. Коста-Рика, Индия и Малайзия реализуют программы продвижения медицинских услуг под специализированным национальном брендом. Медицинский туризм развивается будет успешно в соседней Белоруссии. В частности, в сегменте санаториев соседнее страна смогло реализовать относительно успешную маркетинговую стратегию на постсоветском пространстве. С 2010 по 2016 год вывоз медицинских услуг страны вырос с 9 до 35 миллионов долларов.
Для развития вывоза медицинских услуг в Белоруссии ввели систему поощрений для работников области, предусмотрели услуги профессиональных переводчиков, разработали порядок оказания медицинских услуг иноземному пациенту по всему циклу лечения от момента поступления в медучреждение до выписки или перевода в иные организации здравоохранения. Белоруссия провела активную маркетинговую и рекламную кампанию, информируя потенциальных потребителей о возможностях национальной медицины. Россия ныне находится в самом начале этого пути, и нам имеет резон взять на вооружение стратегию, уже запущенную в сфере экспорта образовательных услуг, а собственно — отобрать «якорные» медицинские учреждения и в пилотном режиме отрабатывать механизмы их вывода на всемирный рынок.
Инфографика: Инфографика «РГ» / Александр Смирнов / Игорь Зубков