Контрастные перуанские ландшафты стали освежающей декорацией для сотен участников трансконтинентального марафона «Дакар-2019» на седьмом этапе скоростных гонок в пяти классах всемирного автопрома. За четыре дня до долгожданного финиша пилоты, преодолев накануне 810 километров песчаного бездорожья, достигли Сан-Хуан-де-Марконы. Эти пункты, утверждают знатоки континента, не обладают свойством притягательного магнита для путешественников. Не сыскать здесь рекламы мировых пятизвездочных отелей, не манят здешние кромки и архитектурными наслоениями уснувших эпох. Глубокая тишина и уют оберегают это тихоокеанское побережье Перу.

Смотрю на панорамный снимок ландшафта, выложенный в социальных сетях. Вон семейство из пяти человек гоняют футбольный мяч на берегу. Только бирюзовый оттенок океанского простора, песок, папа, мама, трое энергичных пацанов, мячик и реющие над головой кондоры. Идеальный мир для созерцания и размышлений. Но гонщикам именно в этих местах пришлось сегодня не созерцать, а гарцевать на своих машинах, отжимая из них все соки на первом в этом сезоне кольцевом участке трассы. Для всех классов дистанция спецучастка составила 360 километров плюс еще 215 км на путевые секции.

Правда, условия местных трасс уже знакомы гонщикам: дюны, «феш-феш», высохшие русла рек с острыми камнями. Участников ожидают и песчаные западни, где очень легко на долго застрять. После «полосы препятствий» с многочисленными испытаниями выход на гравийные дороги сделается знаком приближения к финишу, который расположен в пяти километрах от бивуака.

По сведению организаторов, из 41 стартовавшего в Лиме грузовика к 14 января в стартовом листе осталось лишь 16. «Дакар», ратифицируют камазовцы, давно не знал такого процента потерь. А учитывая, что вторая половина гонки пройдет по тем же местам, что и первая, остается лишь фантазировать, сколько машин во всех категориях доберутся до финиша в перуанской столице. Ведь как ранее сообщал «Альянс», в судейских списках первоначально было заявлено 334 экипажа из 61 страны: 167 мотоциклов/квадроциклов, 135 внедорожников/багги и 41 грузовик.
Накануне, гонщик «КамАЗ-мастера» Дмитрий Сотников, подводя итоги шестого этапа, рассказал на портале команды, что разом после старта их ожидала 57-километровая петля через непростой дюнный участок. Маршрут пролегал через дюны Танака, какие перетекли в чуть более легкие дюны Акари, а финальная часть этапа вновь возвращала пилотов в золотые барханы Аргентинской дюны.

Обозреватели склонны были полагать, что в команде камазовцев должны быть вполне довольны итогами воскресного швырка. Голландец Жерар де Рой проигрывал в тот день лидеру час и 50 минут, а Эдуард Николаев опережал своего коллегу Дмитрия Сотникова на 10 минут. Ещё одинешенек пилот «Ивеко» Тон ван Генугтен тоже уступал по ходу дня более часа.

Солидные потери понес и чех Алеш Лопрайс. Сейчас в пятерку сильнейших грузовиков «Дакара», помимо двух «КамАЗов», входят Жерар де Рой, Федерико Виллагра и Тон ван Генугтен. Но от второго пункты Дмитрия Сотникова даже де Роя отделяет более полутора часов, а разница от лидера у Виллагры и того больше: четыре часа шесть минут.

Сожалел, что не смог всучить борьбу соперникам в первую неделю, голландец Жерар де Рой. Правда, он не терял надежды, что сможет это сделать в оставшееся пора. «Я уже говорил об этом с Вильягрой и ван Генугтеном. Все еще может произойти», — с мольбой о чуде в голосе заявил он в интервью российским журналистам.

И чудо случилось. Жерар де Рой на «Ивеко», преодолевший спецучасток протяженностью 323 км за 4 часа 47 минут 27 секунд, занял по итогам седьмого этапа первое пункт. Вторым к финишу пришел белорусский пилот Сергей Вязович на МАЗе. А тройку лучших замкнул экипаж «КамАЗ-мастера» Эдуарда Николаева.

Эта победа позволила де Рою подобраться поближнее к соперникам из Казани, но лидерство в генеральной классификации по-прежнему удерживает Эдуард Николаев, опережающий де Роя на один час и 15 минут. Вторым шагает Дмитрий Сотников, преимущество которого над де Роем составляет 43 минуты.

Если судить по тональности спортивных обозрений, то скучным считают знатоки автомобильных баталий воскресный этап в зачете квадроциклов. Не хватает, по их выражению, накала страстностей, мировой интриги, чилийской острой приправы к «дакаровскому» блюду, хотя аргентинец Николас Кавильяссо и одержал дневального победу и увеличил общий отрыв от своего соотечественника Херемьяса Гонсалеса Фериоли до часа и семи минут.

Николас без труда доказал свои лидерские амбиции и на седьмом этапе кольцевых гонок, оставаясь непререкаемым весом в общем зачете. Вторым до финиша в понедельник добрался французский пилот Александр Жиру, а тройку сильнейших сомкнул аргентинец Мануэль Андухар.

Зато смена декораций время от времени сопровождает гоночные трассы у мотовездеходов. После уточнения итогов еще пятничного этапа зачёт в этом классе возглавляли чилиец Родриго Хавьер Морено Пьяссоли и бразильский асс Рейналдо Маркес Варела. Вот для них воскресный день на шестом этапе войны оказался совсем не триумфальным. Варела потерял 50 минут, а Пьяссоли и того больше. А чилийский гонщик Франсиско Лопес Контардо разрешил после шестого этапа не расставаться с подиумом победителя. И занял его — согласно протоколу судейских комиссаров — после финиша седьмого этапа. К сожалению, россиянин Сергей Карякин в тот же день угодил в аварию на 71-м километре спецучастка, сломал ходовую тягу и потерял более трёх часов на ремонте машины.

Стоит признать, что среди трех сотен участников ралли кушать не только прирожденные пилоты, но и не состоявшиеся режиссеры своей судьбы. Кое-кто, например, убежден, что в зачете внедорожников полотно развивается по задуманному заранее сценарию азартного катарского гонщика Нассера Аль-Аттии. Ему, утверждают знатоки, не обязательно выигрывать спецучастки. Резон его тактики состоит в том, чтобы удержаться за лидером. И накануне для гонщика на Toyota все сложилось идеально. И хотя Аль-Аттия не победил, уступив французу Себастьену Лёбу чету минут, зато еще один француский мастер Стефан Петерансель «закопался» и мгновенно подарил катарцу 16 минут.

Француз запоздалее объяснил причину своей неудачи. «Всё шло неплохо, пока не увидел застрявшего испанского гонщика Нани Рома. Он не упрашивал о помощи, но после того, как он помог мне два дня назад, чувствовал, что моя обязанность — прийти ему на помощь. В итоге застрял на двадцать минут. Это не было промахом — это было грубой ошибкой! Победа уплывает от меня после слишком большого количества проколов», — приводит слова Петеранселя пресс-служба орговиков ралли.

Жесткая самокритика, судя по итогам седьмого этапа, очутилась для Стефана результативной. Он одержал победу, опередив в зачёте внедорожников Нани Роме, а третье время досталось еще одному испанскому гонщику — Карлосу Сайнсу. Четвёртое пора сохранил за собой лидер генеральной классификации Аль-Аттия. Этот результат по-прежнему принципиален для расстановки сил в общем зачете. Дело в том, что одинешенек из конкурентов катарца Себастьен Лёб проиграл лидеру около 30 минут из-за технических проблем. На второе пункт благодаря своей победе вышел Стефан Петерансель, уступая Аль-Аттии 29 минут.

  А вот в компании стремительных байкеров комментаторы склонны обратить внимание на еще одно ослепительное лицо сезона — чилийца Пабло Кинтанилью. Американец Рикки Брабек отстал от него на четыре с половиной минуты. На третьем пункте оказался на шестом этапе австралийский пилот Тоби Прайс.

   Зато на седьмом этапе комфортно почувствовал себя в майке лидера британский мотогонщик Сэм Сандерленд. Вдогонку за ним на финише зрители приветствовали в понедельник чилийца Хосе Игнасио Корнехо Флориму, а третье место за собой вычел американец Рикки Брабек, который, судя по официальным итогам, и остается лидером общего зачета, а Сэм пока сподобился только четвертой позиции.

Так что вся борьба между представителями авторитетных спортивных фирм еще впереди. А это, в свою очередь, лишь добавляет позитива организаторам ралли, для которых любая интрига на трассе — уже вишенка на «торте». К тому же, судя по ключам в пресс-руме «Дакара», австралийца Прайса в эти дни стала серьезно беспокоить боль в правом запястье. Трудно сложился воскресный этап и для один-единственной представительницы прекрасного пола в мотоциклетном зачёте — россиянки Анастасии Нифонтовой. В какой-то момент она, выступающая в формате Original by Motul, даже не исключала, что ей придётся выкинуть белые флаги поражения. Но спортивный характер пилота оказался сильнее ее эмоций. «На долю секунды посмотрела книзу, на приборы — не успела поднять глаза, как чувствую, что лечу в стенку. Дыхание сбилось, подумала, что после этого полёта «Дакар» для меня в прошедшем. Но полежала, продышалась, поднялась и поехала дальше», — поделилась впечатлением о своих дорожных приключениях Нифонтова. В итоге россиянка сумела самостоятельно долететь до финиша в воскресенье, взяв в общем зачете 14-е место.

Кстати, именно из источников в пресс-службе стало известно и еще об одном неординарном участнике гонки. Среди сотен пилотов, какие в этом году отправились в Перу, чтобы испытать себя в самой экстремальной гонке планеты, есть парень, какого называют самым смелым гонщиком года. Зовут 24-летнего штурмана — Лукас Баррон. Он первый в истории «Дакара» спортсмен с синдромом Дауна. «Многие размышляют, что для таких, как я, все двери закрыты, но мне, к счастью, всегда удавалось их открывать. И теперь я принимаю самый большой вызов в своей жития на ралли вместе с отцом», — написал он на своей странице в сети.
 

Жак Баррон, отец парня, пять раз садился за руль мотоцикла на этих состязаниях. Сын тоже грезил поучаствовать в таком приключении. И в какой-то момент отец решил во что бы то ни стало исполнить мечту сына. И варианта лучше, чем 41-й «Дакар», было не придумать: ведь рейд проходит по территории отечества Барронов. К ралли отец и сын готовились полтора года. Благодаря тому, что Лукас занимался плаванием, футболом и велосипедным спортом, физиологических данных ему вполне хватало.
Жак и Лукас стартовали из Лимы на мотовездеходе «Полярис» RZR 1000 Turbo, а главной своей мишенью считают — добраться до финиша. Будучи экс-мотогонщиком, отец легко справляется на трассе и с дорожной книгой. В то же время Лукас следит за зеркалами заднего облика, предупреждает отца об экипажах соперников, смотрит, чтобы показатели датчиков оставались в норме. Впрочем, чем бы в итоге не завершился этот «Дакар» для семейства Барронов, они уже поставили себе новую цель и в будущем надеются выступить в этой гонке на грузовике, а в механики планируют пригласить Адриану — сестру Лукаса.

Во вторник, 15 января, экипажи «Дакара» продолжат спортивный единоборство, держа курс из Сан-Хуан-де-Маркона — в Писко.