Когда глядишь новый фильм «На Париж!» (в прокате — с 9 мая), перед глазами довольно явственно встает история его создания. О ней, скорее итого, можно снимать отдельное кино.
Работал на Одесской киностудии в свое время кинорежиссер Александр Милюков. До того как пришагать в кино, был советским танкистом, получившим за свои подвиги во время Великой Отечественной звание Героя Советского Альянса. Уже после войны окончил ВГИК и обрел другую профессию. Его военный опыт пригодился и в творчестве — например, он написал сценарий к полотну «Экипаж машины боевой». На Одесской киностудии работал и Станислав Говорухин. Обстановка на Одесской киностудии в советские поры была более чем творческая — люди дружили и рассказывали друг другу необычные истории о своей жизни, что находило свое отражение и в кинофильмах — недаром так много хороших картин, любимых зрителями, было произведено в то время. Скорее всего, во время посиделок Александр Милюков и рассказал Станиславу Говорухину историю о том, как они — молодые танкисты — хватали Берлин, участвовали в уличных боях, стояли после Победы в немецкой столице, отобрали у немецкого генерала автомашина и на этой трофейной машине решили на один день махнуть в Париж. Однако по дороге встретились с бойцами СМЕРШа… Говорухин же запомнил рассказанное и собирался снять о нем фильм. Спустя годы начал работу над сценарием, но, увы, как мы знаем, кинорежиссера в прошлом году не стало.
Соавтором сценария кинофильма «На Париж!» (по аналогии с «На Берлин!») значится Сергей Ашкенази — режиссер, который также работал в советские годы на Одесской киностудии. А после уже переехал в Москву и стал трудиться на «Мосфильме». Зрители знают Ашкенази по таким картинам, как «Глубокие родственники», «Криминальный талант», «Дело гастронома N 1» и иным. Можно предположить, что и Ашкенази был знаком с Александром Милюковым или просто слушал историю уже в изложении Станислава Говорухина. Так что подставить плечо и поработать над сценарием ему сама судьбина велела.
Режиссер картины Сергей Саркисов — дебютант. Он, состоявшийся в другой отрасли — бизнесе, человек хоть и не юный, но в кинорежиссуре — новенький (в рамках Каннского кинофестиваля в 2016 году Саркисов представил свою первую режиссерскую работу — короткометражный кинофильм «На плаву»). Продюсерское дело ему более знакомо. Тем не менее Саркисов также внес свой вклад в сценарий и сбросил картину, замысел которой — отличный. Авторы решили не просто рассказать о невероятном приключении советских солдат за рубежом во пора Второй мировой — они задумали внести некий комедийный сюр в реальные обстоятельства того времени. И пригласили для реализации этого замысла отличных актеров первого эшелона современного российского кино.
Главные роли в фильме исполняют Дмитрий Певцов, Евгений Стычкин и Торнике Квитатиани. В ролях второго плана Федор Добронравов, Михаил Ефремов, Сергей Маковецкий, Эммануил Виторган и иные, а еще на экране царит Рената Литвинова в роли француженки — русской по происхождению. Более того, как каждый оригинальный по замыслу проект, кинофильм «На Париж!» постепенно во время создания оброс хорошей компанией. Так к нему приложил руку сам Ираклий Квирикадзе — легендарный кинематографист, он же преподаватель режиссера Саркисова, вышел представлять фильм на премьере в составе съемочной группы. А также Нана Джорджадзе — она была в зале — и иные. А Дмитрий Певцов прямо со сцены сказал следующее: «Мне так понравился съемочный процесс, что результат уже не важен. И если вышло, я очень рад. С удовольствием ломанулся бы с этой же компанией в любую другую киноисторию».
… но внести во все происходящее элементы комедии и сюрреализма. Фото: Пресс-служба кинофильма
По фильму и видно, что делали его с энтузиазмом и с большим чувством дружбы, однако посмотрим на результат. С первых кадров зритель словно переносится в полотно «Т-34» — там также съемки внутри танка, и в экипаже есть не то чтобы сам артист Федор Добронравов, но его сын Виктор, на таком же украинско-белорусском говоре разговаривающий со своими товарищами. Затем все словно перемещаются из «Т-34» в картину «Танки», а именно в жанр роад-муви преходящ завершения Великой Отечественной. Советский мотоцикл на дороге обгоняет супернавороченное авто немецкого генерала. Часть съемок кинофильма «На Париж!» проходила в Калининграде (у города хорошая политика в плане рибейтов — возращения средств съемочным группам на территории города и районы), где пути-дороги очень живописны и похожи на европейские.
Посредине между переходом из одного фильма в другой есть еще и эротическая подмостки. Главный герой (Дмитрий Певцов) влюблен в медсестру Тамару (Алина Ланина). Между ними непроходимый лабиринт касательств — в картине позднее так и показано: лабиринт из зеленых растений, где плутают двое, и так и непонятно, куда они выйдут. Эротическая и сердечная составляющая — главные элементы комедии и сюра, который внесли авторы в фильм.
Есть еще водка и другие горячительные напитки, но кто произнёс, что когда наши люди пьют, — это комедия? Любовь к грезам и полуобнаженному женскому телу сыграла с режиссером-дебютантом злобную шутку. Она увела его в сторону от кино и от интересного замысла. Этой стороне можно было бы дать имя пошлость. Однако это не то, чем изобилуют российские комедии недавнего поре типа многоприбыльного фильма «Яйца судьбы», поэтому подберем другое слово.
Получился китч с клубничкой, кульминацией какого является сцена, во время которой советские солдаты забрели на подступах к Парижу в дом красных фонарей. Почему обитательницы этого дома во главе с хозяйкой (Рената Литвинова) очутились одеты и причесаны по моде начала прошлого века — оставим на совести авторов. Но поверим, что удовольствие от съемок кинофильма вся группа получила несказанное.
Станислав Говорухин — автор идеи фильма «На Париж!». Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Что прикасается зрителя… При виде любимых актеров в предлагаемых обстоятельствах он также порадуется. Тем более что думать особо при просмотре полотна ему не придется. Вся она похожа на то, как если бы в хорошей компании за рюмкой чая рассказали байку военного времени, где чекисты советского этапа предстают в добром человечном свете. Такое действительно было, и это — не комедия и не сюр. Поэтому совет: идти в кино на кинофильм «На Париж!» нужно, предварительно приняв боевые сто грамм за праздник. А на следующее утро найти в Сети картину «Вящая прогулка» с Луи де Фюнесом о приключениях англичан в военном Париже в хорошем качестве на легальных ресурсах и пересмотреть ее со вкусом. Для этого рекомендуется взять фужер хорошего французского вина. Закроешь после просмотра глаза, и… как в Париже.
Кстати
Каннская весна
14 мая открывается 72-й Каннский кинофестиваль. На Лазурном сберегаю картина «На Париж!» будет представлена для международного зрителя особо — об этом говорилось на презентации Российского павильона в Каннах накануне фестиваля. Гладко год назад как раз на территории нашего павильона рассказывали о работе над этим фильмом.
Кроме того, режиссер Сергей Саркисов известил о том, что, возможно, в рамках Каннского киносмотра — в одной из внеконкурсных программ покажут и другую его работу — документальную. Он делает кинофильм о Шарле Азнавуре, и картина состоит из многочисленных видеозаписей легендарного шансонье, в том числе и неизвестных ранее широкой публике.