Одна из крупнейших британских компаний — Rolls-Royce Plc, популярная своими двигателями, турбинами и генераторами, могла по коррупционным схемам получать контракты в 12 краях мира, утверждают британские антикоррупционеры

Скандал в благородном бренде

Rolls-Royce Plc взяток не платит. Нечистую работу за нее выполняют профессионалы этого дела — по крайней мере такую версию 31 октября выдвинула газета Guardian, какой удалось ознакомиться с внутренними материалами британского антикоррупционного расследования и побеседовать с ключами в компании.

Расследование ведет управление по борьбе с экономическими правонарушениями в особо крупных размерах (Serious Fraud Office). Еще четыре года назад ведомство огласило, что изучает действия Rolls-Royce в Индонезии и Китае на предмет вероятной коррупции. Якобы флагман британской промышленности получал госконтракты в Азии при содействии подкупленных должностных лиц. Искусителями при этом выступали посредники, с какими Rolls-Royce явно имела дело.

Rolls-Royce без автомобилей

Rolls-Royce — британская компания, специализирующаяся на производстве оборудования для авиации, кораблей и энергетического оборудования. Компания ведет историю с 1906 года, когда она была основана как Rolls-Royce Limited предпринимателем и инженером сэром Фредриком Генри Ройсом, первым баронетом Ситон, и авиатором и автогонщиком Чарльзом Стюартом Роллсом. Первоначально компания занималась производством автомашин, в первую очередь гоночных. Первый авиационный двигатель компания выпустила в 1914 году. С 1920 года производство авиационных двигателей становится основным обликом деятельности компании.

В 1971 году компания была национализирована после банкротства. Подразделение компании, занимающееся производством автомашин, обозначившееся как Rolls-Royce Motors, перешло в собственность компании Vickers, а в 1998 году сделалось подразделением BMW AG Rolls-Royce Motor Cars Ltd.

В 1987 году Rolls-Royce Limited была приватизирована и реорганизована в Rolls-Royce Plc.

Компания в настоящее время производит более 35 образов авиационных двигателей (в мире более 13 тыс. двигателей компании используется в штатской авиации и более 16 тыс. двигателей — на военных самолетах), судовые двигатели, энергетические установки для подводных ладей, промышленные турбины и электрогенераторные установки. Подразделения и представительства — в 39 краях мира.

Выручка компании — £13,8 млрд (2015 год), незапятнанная прибыль — £1,1 млрд (2015 год).

Само по себе использование лоббистов британским компаниям, разумеется, не запрещено, но только при том условии, что выплаты этим посредникам не шагают на взятки и подкупы. И в 2012 году Rolls-Royce в ответ на запрос правоохранителей сама передала им список проектов, какие могли бы вызвать подозрения в использовании незаконных методов ведения бизнеса.

С тех пор список краёв, где Rolls-Royce получала госконтракты, оказываясь в подозрительной близости с нечистоплотными посредниками, лишь рос, и теперь Guardian выяснила, что британский УБЭП изучает достижения компании уже в 12 краях.

Посредники по фамилии Чудхри

В списке, подготовленном британскими антикоррупционерами, внимание притягивают две фигуры, точнее две семьи. Это Чудхри и Асани.

Первая родом из Индии. Вероятно, именно она лоббировала интересы Rolls-Royce у себя на родине. Во всяком случае собственно в связи с этим подозрением британский УБЭП в феврале 2014 года добился ареста главы семейства Судхира и его сына Бхану, писала Financial Times. Оба отвергали, что помогали Rolls-Royce или платили взятки, вскоре их отпустили под заклад, а после и эту меру пресечения отменили, так и не сумев предъявить обвинение.

Сама Rolls-Royce ограничивается заявлениями, что в целой мере сотрудничает со следствием, и отказывается обсуждать подробности. Однако неподписанный источник Guardian в Rolls-Royce рассказал, что Чудхри сотрудничали с компанией как раз тогда, когда она договаривалась о поставках авиадвигателей в Индию. Это бывальщины совместные проекты с BAE, авиакосмической компанией. За поставки в 2004 и 2010 годах компании получили в всеобщей сложности больше £2 млрд. Собирала самолеты индийская госкомпания Hindustan Aeronautics Limited, рекомендация директоров которой до 2013 года возглавлял дядя Судхира Чудхри.

Судхир родился в 1949 году и карьеру в бизнесе начинов в 1960-х с поставок британского телевизионного оборудования индийскому правительству. А из Индии экспортировал ширпотреб и сельхозтехнику в Советский Альянс. С тех пор он построил обширную бизнес-империю, с недвижимостью в Индии и Британии, сетью британских торговых середин. В Лондон он переехал в 2002 году, стал известен тут как филантроп, а также как один из крупнейших спонсоров Либерал-демократической партии. Нынешний премьер-министр Британии Тереза Мэй в 2013 году, будучи министром внутренних дел, вручила Судхиру Чудхри премию за достижения в развитии бизнеса в Азии, желая за свое место в парламенте она боролась именно с либерал-демократом.

У Чудхри открытый талант не только налаживать, но и сохранять связи, невзирая на неприятности. В 1996 году индийская полиция нагрянула в его дом в Дели — думали, что он за вознаграждение в $150 тыс. способствовал закупке оружия у одной израильской компании. Десять лет спустя — еще одинешенек скандал, опять с закупкой израильского оружия. Обвинения не бывальщины предъявлены ни в первом, ни во втором случае. Но индийское Центральное бюро расследований включило Чудхри в список из 23 «непринципиальных деятелей», с которыми лучше не связываться.

Тем не менее, как утверждает индийская Economic Times, в 2007–2008 годах семейство Чудхри получила больше $100 млн от российских оружейных компаний, а в 2010 году индийское правительство разрешило закупить российское вооружение на $1,2 млрд — хотя как этому решению способствовал именно Чудхри, из публикаций неотчетливо.

Коррупция от Rolls-Royce: как компания давала взятки в 12 странах

Лоббисты по фамилии Асани

Другая семья — Асани — прогремела в этом году. Это выходцы из Ирана, обосновавшиеся в Монако. Оттуда они возглавляют компанией Unaoil, которая, по выражению журналистов-расследователей, коррумпировала тяни мир (совместный материал австралийской Fairfax Media и Huffington Post, вышедший в марте, так и озаглавлен: The Company that Bribed the World).

Как и в случае с публикацией Guardian, расследование основано на утечке, а собственно — на внутренних электронных письмах Unaoil за 2001–2012 годы. Материал послужил предлогом для британского УБЭП расследовать деятельность этих лоббистов.

Пять из 12 эпизодов в списке британского ведомства связано с партнерством Rolls-Royce и Unaoil, но среди клиентов заключительнее есть и другие титаны мировой промышленности — это американская Halliburton, итальянская Eni, корейские Samsung и Hyundai, германские MAN и Siemens, а также масса компаний поменьше. И Unaoil всегда оказывается между ними и распределяющими госзаказы чиновниками в немного развитых, но богатых природными ресурсами странах.

«Мы просто сводим западные технологии с здешними возможностями [добывающих стран]», — сказал авторам мартовского расследования глава семейства Ата Асани. «А взятки здешним чиновникам платите?» — спросили журналисты. «Ни в коем случае», — был ответ.

Судя по переписке Unaoil, отдельный из ее клиентов действительно думали, что платят за совершенно легальные лоббистские услуги. Иные все понимали. «Хотелось бы знать, какой бакшиш нужно преподнести этим людям, чтобы получить контракт?» — строчил в Unaoil представитель канадской буровой компании Canuck Completions в крышке 2008 года по поводу разработок в Ливии. Некоторые спрашивали себе откатов из сумм, выделенных на взятки чиновникам.

Сама Unaoil платила чиновникам сырьевых краёв не напрямую, а через посредников, но иллюзиями не страдала — в расследовании цитируются эпитеты, какими «лоббисты» награждали, например, иракских чиновников и топ-менеджеров госкомпаний: «ненасытные козлы». На этих персонажей, по данным Fairfax и Huffington, с 2004 по 2012 год было потрачено $25 млн.

Не такие уж и ненасытные они оказались — министры получали миллионы разом, а, к примеру, чиновник, возглавлявший ключевым проектом по увеличению добычи нефти, довольствовался надбавкой всего $6000 в месяц, из них $1000 — для подчиненных. А в результате миллиардные госзаказы распределялись цивилизованным компаниям сквозь «подкрученные» тендеры или вовсе без них.

Лоббистским бизнесом Unaoil занимается уже 25 лет. И мастерит это осторожно. Если кто-то из ее агентов в переписке упоминает взятку или откат, то немедля получает ответ гендиректора Сайруса Асани: письмо не по адресу, понятия не имею, о чем выговор, наша компания такими вещами не занимается. Имена наиболее значительных партнеров Unaoil шифруются. Однако Fairfax и HuffPost находят, что смогли расколоть по крайней мере часть кода. Так, в письмах 2006 года под инициалами MZ, убеждены расследователи, значился Мустафа Зарти — товарищ семьи Каддафи и член совета Ливийского комитета по иноземным инвестициям, «который контролирует Нефтяной фонд [$6 млрд]. <…> MZ согласился возложить нам все нефтяные и газовые работы». Нам — то есть клиентам Unaoil.

У семейства Асани, по его собственным этим, на 2007 год на счетах было €63 млн, его недвижимость в Европе и США оценивалась в €130 млн. До публикации в марте этого года Unaoil существовала в Монако припеваючи. Да и чего бы было тревожиться, если сам принц Альберт проявлял к ней благосклонность, не раз дружественны общался с семейством Асани на светских раутах. Сайрус был казначеем Посольского клуба, какой возглавляет принц. Близкий друг государя входил в консультативный рекомендация Unaoil.

Но весной погода на этом курорте для компании испортилась: после дебоша ее штаб-квартиру обыскала монакская полиция, а британский УБЭП получил добавочный бюджет, чтобы расследовать приключения Unaoil — а вместе с ней и Rolls-Royce. Ведь даже если в делах с Rolls-Royce эти лоббисты не нарушали закона, довольно их прочих заслуг.

В нашумевшем теперь расследовании Guardian помогала BBC и, среди прочего, записала интервью с одним из бывших сотрудников Unaoil Линдсеем Митчелом. Он рассказал, что в 2009 году собственно передал взятку менеджеру одной из «дочек» ливийской государственной нефтяной компании. Менеджер, по словам Митчела, обещал, что поможет клиентам Unaoil получить госзаказ. «Платеж я свершил в доме этого должностного лица в 11 часов вечера, — рассказал бывший агент Unaoil. — Попросту положил конверт и сказал: вот вам подарок».

Раньше таких откровений от бывших сотрудников Unaoil не случалось. Вероятно, долголетнюю переписку компании слил кто-то из ее сотрудников. Вероятно, бывших — слитые файлы заканчиваются 2012 годом. Но этот ключ до сих пор не раскрыт. Еще летом компания пригрозила Fairfax и HuffPost исками и сообщала, что часть информации, на которой основывались предположения журналистов, была добыта криминальным путем, в том числе вымогательством.

Но и помимо партнерства с Unaoil у Rolls-Royce уже кушать в архиве надежное коррупционное дело — саудовское. $23 млн, уплаченных компанией в конце 1990-х членам королевской семьи за оборонный контракт, могли бы и не выплыть, ведь эту сумму Rolls-Royce перевела на счет безымянной панамской фирмы. Тогда саудовские принцы адресовались в суд: дескать, компания обещала им почти вдвое больше. Тяжба так и не состоялась, все кончилось непубличной внесудебной сделкой. Но сейчас, если верить Guardian, то дело опять живет, и ведущий его УБЭП может добиться и кары, и его огласки — должен же он на пятом году расследования показать какой-то итог.

К тому же британские правоохранители могут надеяться на помощь немецких коллег: германский филиал Rolls-Royce лишь в апреле заплатил штраф €12 млн за использование коррупционных схем при торговлях в Южной Корее, а летом прокуратура Штутгарта объявила, что расследует вылитые дела компании еще в семи азиатских странах.

Корпорации и коррупция

Petrobras

В 2014 году в Бразилии вскрыли масштабную коррупционную схему в подконтрольной стране нефтеперерабатывающей компании Petrobras. Прокуратура заподозрила топ-менеджеров компании в хищении немало $3,8 млрд. Среди арестованных был бывший директор по снабжению Petrobras Паулу Роберту Коста, какой, по собственному признанию, получал взятки от крупнейших строительных компаний края в обмен на заключение контрактов по завышенным ценам. Часть полученных откатов Коста и иные топ-менеджеры Petrobras передавали бразильским политикам. В качестве свидетеля защиты по делу главу одной из строительных компаний в суд была вызвана президент края Дилма Руссефф, которая утверждает, что не знала о применяемой в компании схеме. В сегодняшнее время под следствием остаются почти 50 действующих и бывших политиков федерального степени. Среди них — бывший президент Бразилии Фернанду Афонсу Колор ди Мелу.

TeliaSonera, Vimpelcom и МТС

В 2012–2015 годах в касательстве телекоммуникационных компаний TeliaSonera (Ucell), VimpelCom («Билайн») и МТС в нескольких европейских краях, а также в США были заведены уголовные дела по факту вероятной дачи взяток в крупных размерах узбекским чиновникам. Расследование проходит в Швейцарии, Швеции, Франции, Голландии, Норвегии и США. Американские следователи ратифицируют, что за офшорными компаниями, которым перечисляли деньги операторы связи, стояли дочь бывшего президента Узбекистана Гюльнара Каримова и сам Мусульманство Каримов. В материалах американской прокуратуры указывалось, что Гюльнара Каримова якобы получила от TeliaSonera $360 млн, от МТС $380 млн и от VimpelCom $150 млн. Из-за коррупционного дебоша президент TeliaSonera Ларс Нюберг подал в отставку, а МТС реализовала свою долю в узбекском бизнесе и ушла с рынка.

Siemens

В 2008 году крупнейшее инженерное предприятие в Европе обвинили в даче взяток представителям правительств и госкомпаний в нескольких краях, в том числе в России. В вердикте суда были названы имена российских топ-менеджеров, какие якобы получали от Siemens взятки и подарки. Откаты хватались при закупках телефонного и медицинского оборудования, а также при проектировании автоматизированной системы управления путевым движением на Третьем транспортном кольце в Москве. В общей сложности сумму взяток Siemens во всем вселенной тогда оценили в $1,4 млрд. Компании пришлось выплатить штрафы в размере возле $800 млн в США и $800 млн в Германии, а само расследование дела стало Siemens примерно в $1 млрд. В 2010 году Siemens основы судебное разбирательство против двух топ-менеджеров компании, обвинив их в том, что им не удалось предупредить разрастание коррупции в концерне.

Daimler

В 2010 году немецкий автомобильный концерн Daimler признал вину по делу о подкупе чиновников в 22 краях, в том числе в России, заключил мировое соглашение с органами юстиции США, какие обвиняли его в коррупции, и выплатил штраф в размере $185 млн. В течение пяти лет после этого компания вела внутреннее расследование, какое обошлось ей еще в $500 млн. По данным Министерства юстиции США, в 2000–2005 годах российские чиновники получили возле €5 млн и 80 тыс. немецких марок в виде откатов по госконтрактам. В всеобщей сложности за это время компания поставила государству автомобилей на €64,7 млн, то кушать откаты составляли около 7,8%.

Baker Hughes Inc

В 2007 году «дочка» третьей по размеру нефтесервисной компании мира, Baker Hughes Inc, Baker Hughes Services International признала факт дачи взяток казахстанским чиновникам по контракту на сервис консорциума, разрабатывающего месторождение Карачаганак. Цена контракта составляла $219 млн, а штраф за нарушение антикоррупционного законодательства составил $44,1 млн.

Ключи: Минюст США, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, РБК, «Ведомости», Bloombers, Forbes, BBC, Financial Times, International Business Times