Экология в любом мегаполисе вечно одна из самых волнующих проблем. Что происходит с ней в Москве? Какие наблюдаются тенденции? Об этом шел в редакции «РГ» беседа с руководителем департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антоном Кульбачевским.

Антон Олегович, ныне ночью в воздухе на юго-востоке столицы было в очередной раз зарегистрировано превышение сероводорода в пять раз. Острее всех несимпатичные запахи почувствовали жители районов Выхино и Жулебино. Донеслись они и до Печатников, и до Рязанского зоны. Хотелось бы узнать, кто же испортил воздух в этой части города?

Антон Кульбачевский: Произнесу сразу: запах тухлых яиц, а именно так пахнет сероводород, разумеется, неприятен, но опасности в пятикратном превышении его содержания в воздухе нет. Для того, чтобы как-то сказаться на здоровье человека, превышение надлежит быть раз в 300. Такого в Москве никогда не было и быть не может. Ну, а на проблема, от какого именно предприятия шел этот запах минувшей ночью в подобный небольшой дозе, сказать трудно даже нам, специалистам. Скорее итого, запах этот — «букет» от целого ряда предприятий ЖКХ, индустриальных, очистных сооружений и других, существующих в любом мегаполисе, а также от автотранспорта. Его бы не было вовсе, если бы не тот факт, что рассеивание ароматов по ночам в безветренную погоду в Москве намного хуже, чем днем.

За выбросами с Московского нефтеперерабатывающего завода Мосэкомониторинг сейчас следит каждую минуту

При любых всплесках запахов москвичи традиционно грешат на Московский нефтеперерабатывающий завод, а руководство предприятия пуще всего не признает своей вины. Чтобы исключить препирательства, кто же виноват в каждой конкретной ситуации, вы ставили вопрос, что датчики, контролирующие его выбросы, должны быть подключены к городской системе Мосэкомониторинга. Удалось этого добиться?

Антон Кульбачевский: Удалось. И не лишь МНПЗ, но и другие 60 из 80 оставшихся предприятий в городе сейчас оборудованы датчиками. И какие от них шагают выбросы, влияющие на экологическую ситуацию, мы теперь знаем не то что по часам, а по минутам. Но основное, чего город добился за эти восемь лет, это то, что МНПЗ как один из загрязнителей столичного атмосферы выделил на тотальную реконструкцию 250 миллиардов рублей и деятельно занялся ею. Первый этап уже позади. Его результат — выбросы в атмосферу от завода сократились на 50%, а в Москву-реку их не сделалось вовсе. И жители Капотни сегодня живут уже в совершенно иных реалиях. Мэр Москвы Сергей Собянин, недавно побывав там, поинтересовался: ну как — по-прежнему пахнет нефтеперерабатывающий завод? Возникла пауза: присутствующие задумались: пахнет ли? А ведь еще недавно подобный вопрос и задавать не нужно было, с жалоб на запахи начинался любой беседа в этом районе. На недавнем экспертном совете, который коротал Сергей Собянин по экологии, руководство завода доложило, что к крышке этого года там запустят новую установку по переработке нефти «Евро-плюс», какая заменит пять других устаревших установок. В результате воздействие на атмосферный атмосфера сократится на 11% с каждой перерабатываемой тонны нефти. Значит, в округах завода и в целом в Москве воздух станет еще чище.

А что же прочие 20 предприятий — исправляются?

Антон Кульбачевский: Например, табачная фабрика «Лигетт-Дукат» попросту вывела грязное производство из Москвы, поняв, что спокойной жития в столице им не будет. Остались нужные городу пищевые комбинаты, автобазы, автосервисы, нефтехранилища… Они все у нас под конт­ролем.

В заключительные годы главным загрязнителем воздуха в Москве все-таки был транспорт — на его часть приходилось 90% выбросов. А сейчас? Но сейчас парк городского социального транспорта обновился, москвичи тоже ездят в основном на иномарках с двигателями «Евро-5″…

Антон Кульбачевский: Подлинно, автобусы по Москве сейчас ходят только с двигателями не ниже класса «Евро-4», а вящей частью — «Евро-5». И бензин на заправках с 2016 года тоже лишь «Евро-5», что существенно очистило городской воздух. А с 1 сентября по Москве пойдут первые электробусы — вообще экологически незапятнанный транспорт. С 2023 года Москва от закупки автобусов и передвижных оружий с двигателями внутреннего сгорания откажется совсем. Но проблема в том, что число личного автотранспорта в столице продолжает расти: если в 2010 году у москвичей было 3 миллиона машин, то сейчас их уже 4,5 миллиона. Воображаете, что было бы у нас с воздухом, если бы не принятые правительством Москвы меры. У нас же, несмотря на такое увеличение автомобильного потока, выбросы от транспорта сократились на 150 тысяч тонн в год — с 1 миллиона тонн до 850 тысяч.

Целый отчет с «Делового зав­трака» с Антоном Кульбачевским читайте в одном из ближайших номеров.