Фото: Игорь Зарембо/РИА Новинки

Российские автодилеры начинают продажи в интернете — теперь приобрести и получить машину можно не выходя из дома. Предоставить такую возможность потребителям дилеры смогли лишь недавно — до прошлого года большинство сделок с авто проходили за наличные

Об открытии интернет-магазина по торговле машин РБК рассказал президент ГК «Фаворит-Моторс» Владимир Попов. По его словам, это первоначальный случай в России, когда вся сделка по приобретению машины может протекать полностью дистанционно — от выбора машины, ее оплаты с помощью карты до доставки автомашины «на дом». «Все операции, которые раньше требовали визита в салон — составление соглашения, оформление кредита, страховки и т.д. — теперь можно сделать сквозь интернет, — поясняет Попов. — По нашему прогнозу, уже в 2017 году мы сможем переместить 20% продаж машин в интернет-сегмент». По итогу 2016 года объем торговель автомобилей ГК «Фаворит-Моторс» ожидается на уровне 28 тыс.

​Тестирует онлайн-продажи и ГК «Рольф», рассказал РБК директор по стратегическому развитию автохолдинга Сергей Солонченко. В декабре дилер начнет принимать предоплаты за автомашины онлайн. «Нам интересен первый опыт коллег, но еще важнее понимание всех звеньев в цепи интернет-продаж высокотехнологичных продуктов, — указывает собеседник РБК. — От потребительского поведения до законодательного регулирования и настройки бизнес-процессов. Очевидно, что если эта услуга трудится в цивилизованном мире, рано или поздно она будет востребована на российском базаре».

В начале ноября стало известно, что другой крупный дилер, ГК «Авилон», также запустил схему покупки машины с использованием интернета. Сделку можно сейчас провести по безналичному расчету, поясняет операционный директор «Авилона» по курсу люксовых автомобилей Вагиф Бикулов: клиент может сквозь сайт забронировать машину по своей карте и внести предоплату, но целую стоимость автомобиля он оплачивает на основании уже выставленного счета, можно использовать онлайн-банкинг. «По первым итогам мы видим большой всплеск интернет-активности во время проведения промоакций, когда значительно быстро забронировать автомобиль по определенной цене, — помечает собеседник РБК, называя основными потребителями онлайн-сервисов покупателей массовых марок. «Люксовых машин сквозь интернет было забронировано пока только три, до сделки дошли две», — добавил он. ​

Карточные машины

Для того чтобы приступить использовать интернет в качестве канала продаж, дилерам необходимо было решить вопрос с введением возможности безналичной оплаты покупки. Вплоть до прошедшего года сделки по приобретению автомобилей можно было коротать главным образом за наличный расчет. Дилеры были не готовы делиться с банками-эквайерами доходами: маржа дилера на торговле машины без дополнительного оборудования составляет 5–7%, при этом банк-эквайер удерживал до 3–4% за операцию. Такая же ситуация и в торговле товарами повседневного спроса, но маржинальность заключительных выше.

«Автомобильный рынок, как и рынок недвижимости, практически вечно был связан с наличными платежами, поскольку продавец совершенно не заинтересован в том, чтобы утерять часть дохода, — рассказал РБК представитель одного из автохолдингов. «Клиент мог сам предложить салону оплатить покупку картой, но обыкновенно ему предлагалось доплатить процент сверху суммы — от 2 до 5%», — подтверждает топ-менеджер иной дилерской компании. «Именно поэтому мы и не проводим все сделки онлайн, подавая потребителю возможность только для резерва машины», — замечает Бикулов. Резервирование обойдется клиенту в 25 тыс. руб., указывают данные сайта «Авилона».

«Очевидно, что расчеты по карте спокойны для клиентов, — говорит Солонченко («Рольф» первым из автодилеров сделался принимать безналичную оплату за автомобили).

Кардинально ситуация изменилась в прошедшем году. Как рассказали участники рынка, сразу несколько банков, в их числе Сбербанк и Газпромбанк, предложили дилерам «немало лояльные условия ставки» по предоставлению возможности безналичного расчета — от 1–3% с операции. «Подобный шаг был вызван стремлением банков не только наращивать число B2B-клиентов эквайрингового сегмента, но и жаждой получить доступ к конечному потребителю, поскольку ему можно «добавить» еще опций, но уже банковских — бонусы, особые условия и т.д.», — объясняет представитель одного из банков.

Как известил вчера РБК представитель пресс-службы Сбербанка, с момента запуска проекта «автомашина по карте» к эквайринговой сети банка подключилось более 600 салонов по всей России, вводя крупнейшие — «Рольф», Genser, «Автомир», Major и «Пан-Авто». ​

Онлайн вместо салонов

По словам Бикулова, интернет-сервисы для дилеров — это возможность привлечь новоиспеченных клиентов на высококонкурентном рынке.

Ситуация на авторынке

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые десять месяцев 2016 года было реализовано 1,147 млн машин, что на 13,3% меньше, чем за аналогичный период прошедшего года. Согласно оценке PwC, вернуться на докризисный уровень торговель — не менее 2 млн машин — российский рынок сможет не раньше 2020 года, но позитивная динамика должна начаться уже в 2017 году. Рынок автомашин с пробегом, наоборот, демонстрирует рост. По итогам октября вторичный базар составлял более 4,305 млн машин, что на 6,2% выше итогов 2015 года.

По словам Владимира Попова, в перспективе почти все торговли машин должны перейти в интернет-сегмент. В качестве примера он приводит эксперимент продаж автомобилей Tesla, которые можно забронировать и оплатить целиком в интернете. «За салонами останется функция сервисного обслуживания, торговля аксессуаров, комплектующих — то есть всего того, на чем на самом деле дилеры и получают», — поясняет он.

Конфликта интересов с автопроизводителями при этом он не прогнозирует. Сейчас автоконцерны предписывают дилерам ряд условий при передаче прав торговли — площадь автосалона, количество сотрудников и т.д. «Многие концерны соображают, что интернет-технологии скоро будут определять даже такой фактор, как покупка машин, и готовы на скидки», — поясняет он. По словам Бикулова, развитие интернет-продаж позволит дилерам гораздо сократить инвестиции в открытие салонов и получить доступ к новоиспеченным регионам. «В долгосрочной перспективе это позволит значительно повысить эффективность бизнеса дилеров», — заключает собеседник РБК.