Салон связи компании «МегаФон»

Фото: Вадим Скрябин/ТАСС

Рост конкуренции и снижение цен на услуги повергли к стагнации выручки «МегаФона» от мобильного интернета, единственного ощутимого драйвера роста для операторов. По итогам третьего квартала показатель вытянулся лишь на 0,5%

Выручка «МегаФона» от мобильных услуг в России по итогам третьего квартала 2016 года сократилась на 3,8% по сравнению с тем же этапом 2015 года, до 66,7 млрд руб., сообщается в отчете оператора. Показатель упадает второй квартал подряд, причем темпы падения углубляются: по итогам апреля—июня выручка сократилась на 2,4%, в то пора как в январе—сентябре росла на 0,9%.

Ранее о сокращении мобильной выручки известил оператор «ВымпелКом» — у него в третьем квартале показатель в годичном сопоставлении сократился на 1%, до 58 млрд руб. МТС опубликует финансовые итоги позже в ноябре.

Мобильную выручку операторов традиционно поддерживали услуги доступа в интернет. Собственно они, по заявлениям сотовых компаний, компенсировали снижение выручки от голосовых услуг. Однако в третьем квартале выручка «МегаФона» от передачи этих выросла лишь на 0,5%, до 21,4 млрд руб. ​Во втором квартале рост составлял 6,2%, в первом — 16%. В ходе конференц-кола представитель «МегаФона» пояснил, что компания направляет усилия на рост числа абонентов на пакетных тарифных планах (предлагают набор услуг, звонков, СМС, интернет-трафика за фиксированную плату в месяц). «Мы увеличиваем трафик в пакетах, но оставляем привлекательные для клиентов стоимости. Это влияет на доходы от мобильного интернета», — пояснил он. В третьем квартале посредственнее потребление трафика у интернет-абонентов увеличилось почти на треть, в то пора как средний счет такого пользователя сократился на 5,3%, до 231 руб.

У «ВымпелКома» рост выручки от мобильного интернета в течение года от квартала к кварталу составлял возле 20%. МТС в мае перестала раскрывать показатель доходов от мобильного интернета. Компания разъяснила этот шаг тем, что при росте проникновения пакетных тарифов сегментация мобильной выручки выглядит «математическим упражнением» и может повергнуть к некорректному сравнению операторов.

Аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович вяжет сокращение интернет-выручки «МегаФона» с ошибками тарифной политики. По его суждению, увеличение трафика в пакетных тарифах не только позволило переманить абонентов конкурентов, но и каннибализировало собственную абонентскую базу «МегаФона», какая переключалась на более дешевые тарифы. Абонентская база оператора за год вытянулась на 2,1%. На конец сентября «МегаФон» обслуживал 75,5 млн мобильных абонентов в России, из них 41% пользовался интернет-услугами.

В снижении темпов роста интернет-выручки нет ничего драматичного, продолжает Венгранович, в то же пора обращая внимание на понижение годового прогноза компании по OIBDA. «МегаФон» ожидает, что по итогам 2016 года этот показатель составит 118 млрд руб., в то пора как ранее прогноз составлял 120–126 млрд руб. Отчасти понижение прогноза связано с вящими маркетинговыми расходами компании в четвертом квартале, говорит Венгранович.

По итогам третьего квартала всеобщая консолидированная выручка «МегаФона» снизилась на 0,2%, до 81,1 млрд руб. На Россию доводилось 98,5%,​ или 79,87 млрд руб. (компания также работает на базарах Таджикистана, Абхазии и Южной Осетии). Выручка на домашнем базаре «МегаФона» сократилась на 0,1%. Оператор ожидает, что в общей структуре выручки будет вырастать доля доходов от продажи смартфонов и других устройств (сейчас — 9%). «Рост торговель оборудования приведет в будущем к повышению спроса на услуги мобильной передачи этих», — заявил гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков, процитированный в извещенье компании.