Минфин меняет модель финансовой поддержки регионов: впервые за несколько лет бюджетные кредиты остро сократятся, а дотации вырастут. В обмен на бесплатные деньги регионы будут обязаны оздоравливать свои финансы
Заменить недорогое бесплатным
Правительство планирует в следующие три года резко сжать объем дешевых бюджетных кредитов регионам, но при этом повысить объем дотаций на выравнивание региональных бюджетов, следует из проекта федерального бюджета на 2017–2019 годы и материалов к нему.
За три года регионы получат меньше бюджетных кредитов, чем за одинешенек 2016 год, — 250 млрд руб. (по 100 млрд в 2017–2018 годах и 50 млрд в 2019 году) против 338 млрд руб. в 2016 году. Ставка по таким кредитам минимальна — 0,1% годичных, но они засчитываются в долг и подлежат возврату.
Сокращение бюджетных кредитов компенсируют добавочными безвозмездными перечислениями. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности планируется повысить относительно 2016 года на 100 млрд руб. — до 614,6 млрд в 2017 году — и покинуть на таком уровне в 2018 и 2019 годах.
«Учитывая, что предоставляемые бюджетные кредиты также являются долговыми обязательствами регионов, желая и требующими минимальных расходов на их обслуживание, увеличение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации позитивно отразится на сбалансированности региональных бюджетов и динамике государственного длинна субъектов», — говорится в комментарии пресс-службы Минфина на запрос РБК.
В заключительные годы федеральные власти сначала замещали коммерческий долг регионов бюджетными кредитами, а сейчас приходится замещать и бюджетное кредитование. В 2014 году в федеральном бюджете изначально планировалось предоставить регионам 80 млрд руб. в облике кредитов, но в итоге выдали почти 250 млрд, а в 2015 году сумма выданных бюджетных кредитов возросла до 342 млрд руб. (данные Федерального казначейства). В 2016 году федеральный середина планирует предоставить регионам кредиты на 338 млрд руб., вытекает из правительственных поправок в текущий бюджет. В итоге, если на начин 2015 года рыночный долг регионов (банковские кредиты и облигации) составлял 64 против 31% по бюджетным кредитам, то сейчас, на 1 октября, доля задолженности по бюджетным кредитам вышла вперед — 48% (1,1 трлн руб.), а часть рыночных обязательств сократилась до 47%. Общий госдолг регионов составляет 2,264 трлн руб.
В крышке сентября 2016 года вице-премьер Дмитрий Козак, отвечающий в правительстве за региональную политику, сообщал о планах заложить 200 млрд руб. в бюджет 2017 года на кредиты регионам. Правительство выявило 33 региона с рослой долговой нагрузкой — у этих регионов даже после дотационного выравнивания степень бюджетной обеспеченности не позволяет финансировать на среднероссийском уровне возложенные на региональные воли функции. «В отношении этих регионов принято решение в приоритетном распорядке оказать им дополнительную финансовую помощь в виде бюджетных кредитов для реструктуризации коммерческих долгов», — произнёс Козак (цитата по ТАСС).
Но в итоге в ходе правительственных совещаний сумма бюджетных кредитов на 2017 год была сжата в два раза. Представитель Козака сказал РБК, что не будет комментировать этот проблема до принятия бюджета.
Бюджетные кредиты — дешевые, а «дотации вообще ничего не стоят», поясняет чиновник Минфина решение снизить объем бюджетных кредитов и повысить объем дотаций. «Кроме того, дотации [почитаются] как доходы субъекта, а кредиты — это заимствования», — объясняет собеседник РБК.
Договоренности в обмен на дотации
Сокращение объема бюджетных кредитов не повергнет к тому, что регионы начнут вновь набирать дорогие коммерческие кредиты, уверяет чиновник. Регионы смогут получить даровые деньги из центра только после предоставления гарантий о принятии мер по оздоровлению региональной финансовой системы. Минфин подписывает с дотационными регионами соответственные соглашения, предусматривающие «принятие мер по экономическому развитию [региона] и оздоровлению государственных финансов», вытекает из пояснительной записки к проекту федерального бюджета. При предоставлении дотаций будут также учитываться итоги инвентаризации расходных обязательств регионов.
Объем дотаций, какие может получить конкретный регион, ограничен: прирост дотаций не может быть рослее 20% от объема доходов консолидированного бюджета региона за 2015 год. «В соглашениях будут фигурировать и параметры длинна. По уже действующим соглашениям регионам ограничивают возможность заимствований», — сообщает собеседник РБК в Минфине.
В зоне риска — 14 регионов, у каких на 1 января 2016 года госдолг превысил 100% объема их налоговых и неналоговых доходов. Это Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Нордовая Осетия-Алания, Хакасия, Забайкальский край, Астраханская, Костромская, Псковская, Саратовская, Смоленская районы, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, сообщал заместитель министра финансов Леонид Горнин в октябре ТАСС. По его словам, 14 регионов с наиболее рослым уровнем долга после консультаций с Минфином и ФНС утвердили свои программы оздоровления.
За их невыполнение Минфин грозится стряпать предложения по инициированию процесса отставки губернаторов, говорится в пояснительной писульке. Конечные кадровые решения по губернаторам принимает президент.
Плана распределения дотаций по регионам еще нет, объемы будут высчитываться по особой формуле. На 2016 год лидерами по утвержденным дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности бывальщины Дагестан (46,7 млрд руб.), Якутия (более 43 млрд руб.), Камчатка (37,5 млрд руб.), Крым (22,3 млрд руб.), Чечня (22,2 млрд руб.). В 2017–2019 годах Минфин планирует применять методику распределения дотаций, какая будет «в большей степени ориентирована на доведение расчетной бюджетной обеспеченности до минимального степени за счет концентрации объема дотаций в наименее обеспеченных субъектах», вытекает из проекта Основных направлений бюджетной политики на предстоящую трехлетку.
«Добавочно денег государство не найдет»
Сумма дотаций на выравнивание не целиком компенсирует те средства, которые можно было бы получить в рамках бюджетного кредитования, находит глава Калмыкии Алексей Орлов. Но федеральные власти предлагают добавочные источники доходов для регионов — в частности, зачисление части оружий от увеличения акцизов на топливо в региональные дорожные фонды (40 млрд руб.) и возможность оставлять себе прирост поступлений от налога на барыш, о чем говорил премьер-министр Дмитрий Медведев в октябре.
«Дополнительно денежек государство не найдет, а перераспределить грамотно и эффективно то, что есть, для того чтобы поддержать региональные бюджеты, — это идеальное решение», — рассуждает Орлов. Добавочные источники доходов могут частично перекрыть недополученные оружия, говорит он.
Возможно, сокращение бюджетных кредитов при увеличении дотаций и позволит оздоровить финансовую систему регионов, но муниципалитеты по-прежнему будут вырваны занимать у банков, говорит заместитель главы администрации Костромы Екатерина Чижова. По ее словам, решение повысить дотации «было бы очень верным, но город напрямую это не прикасается». «Субъект компенсирует нам разницу в процентных ставках между коммерческими и бюджетными кредитами, какие мы могли бы получить. Регион получает дополнительную возможность для бюджетных кредитов, но до нас они не доходят, потому что у региона немало своих проблем», — говорит она. В следующем году город не планирует увеличения бюджетных кредитов — будет занимать на коммерческом базаре, говорит Чижова. Сейчас средняя ставка по банковскому кредиту для Костромы — 13,5%.