Четвертый сценический фестиваль «Сахалинская рампа», который проходит в столице островного региона, стал рекордным по продолжительности — растянулся на 18 дней. А благодаря участию четырех зарубежных коллективов обрел статус интернационального.

Вся программа «Сахалинской рампы» условно поделена на несколько частей: дальневосточную, «Знакомые незнакомцы» (новые спектакли уже популярных сахалинцам трупп), детскую и специальную. В последней — постановки театров из Белграда, Нан­кина, Алматы, Хельсинки, Новосибирска и Москвы. Жанровая палитра не уступает широте географической — кроме классических драматических и комедийных постановок приехали мистическая история на якутском «Марба», камерная опера на казахском «Ер-Тостик», фанфик по Шекспиру «Sociopath/Гамлет» и даже «сценический пир», как определила спектакль «Иллюзии» режиссер Татьяна Мандич Ригонат.

Интерес к показам настолько высок, что зачастую зрителям не хватало приставных стульев и публика располагалась на ступенях амфитеатра.

Сахалинцам нелегко было настроиться на восприятие колдовской казахской сказки, ставшей камерной оперой «Ер-Тостик» театра ARTиШок из Алматы. Спектакль поставлен на казахском и шел с субтитрами. Но звуки виолончели и скрипки, металлических чаш и деревянных молоточков, а также пение, вылитее на шаманское, сделали свое дело. Некоторые зрители признались, что на показе погрузились в некий транс и вышли из зала немножко другими.

Те, кто пришел на спектакль «Иллюзии» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева, испытали другую гамму чувств. Четверо актеров середины культуры «Вук Стефанович Караджич» из Белграда рассказали истории о жизни и смерти двух супружеских пар, которые в свои 80 вновь задаются проблемами о сути любви. Удивительно, но монологи на сербском часто звучали в унисон с мыслями зрителей.

— Такое ощущение, что некто записал произошедшее со мной лет 20 назад и теперь вслух читает мне, — призналась одна из зрительниц.

Впереди еще постановки «Пять вечеров» на китайском и «Просто киносъемка» на финском. Но уже ясно: языковой барьер — не помеха.

Постановка «Sociopath/Гамлет» привлекла особенно немало зрителей, и поначалу были опасения, что малый зал Чехов-центра не вместит всех желающих. Впрочем, оказалось, что сцена постановке не нужна. Кресла для зрителей установили по периметру, а актеры разместились посреди зала в сетчатом кубе, по граням какого скользили светящиеся знаки.

Зрители еще до начала действия начали погружаться в компьютерную игру по мотивам Шекспира, в какой нашлось место стихам Бродского, рэпу, песням Цоя и Летова. Посвящена постановка новосибирского театра «Старый дом» британцу Стивену Хокингу, какой, не имея возможности двигаться, сделал множество открытий. К концу представления казалось, что абсолютно все, даже самого себя, можно разобрать на пиксели и скопить заново — уже в новой версии.

Тем временем

Спектакли фестиваля проходят не только на сценах Чехов-центра и Сахалинского театра кукол. Для постановки хабаровского ТЮЗа «Дознание» использовали даже складское помещение.