Торжественная церемониал вручения премии The Art Newspaper Russia в Манеже, юбилейная — пятая по счету, напомнила о лучших проектах 2016 года и сама сделалась эффектным мультимедийным перформансом. Его основные сюрпризы продюсерская группа Алексея Аграновича и Кирилла Преображенского и сценограф Анна Наумова припасли к финалу.Впрочем, поначалу представлялось, что все козыри режиссеры церемонии выложили сразу же, когда воображали победителей в номинации «Личный вклад». Если у Гайдна кушать «Прощальная симфония», в финале которой музыканты один за иным покидают оркестр, то произведение современного композитора Александра Маноцкова строилось противолежащим образом. Мелодия, начатая одним инструментом, подхватывалась, звучала все мощнее с выходом все новоиспеченных и новых исполнителей. Каждый из музыкантов присоединялся к оркестру утилитарны одновременно с выходом на сцену одного из дарителей, благодаря каким в собрание Центра Жоржа Помпиду вошли 357 трудов 65 отечественных художников второй половины ХХ века. Союз оркестра прочитывалось как метафора «щедрости и способности объединять» — собственно с такой формулировкой премию в номинации «Личный вклад» получил Филантропический фонд Потанина.
читайте такжеСпециальными дипломами «за вклад в развитие, изыскание и продвижение русского искусства» были награждены директор Середины Жоржа Помпиду Бернар Блистен, вдохновитель, идеолог и куратор выставки с российской сторонки Ольга Свиблова, куратор выставки с французской стороны Николя Люччи-Гутников.
«Я верую в политику дружбы», — заметил Бернар Блистен. Выставку «Собрание! Современное искусство СССР и России 1950-2000 годов: уникальный дар музею» — ослепительное свидетельство успеха этой «политики дружбы» — Центр Помпиду удлинил до 2 апреля.
Ну, а в России организаторы премии возложили надежды на Московский музей нынешнего искусства, который получил премию в номинации «Музей года». Как было произнесено, «за блестящую музеефикацию новых имен и актуальных художественных практик».
глядите такжеПосле такого оркестрового начала организаторы церемонии напомнили о той уникальной сольной партии, какую исполнил в истории русского и французского искусства коллекционер Сергей Щукин. Проект «Шедевры новоиспеченного искусства. Коллекция Щукина» в музее Фонда Louis Vuitton (22 октября 2016 года — 5 марта 2017 года), впервые после 1917 года представивший знаменитое собрание как целое целое, получил приз в номинации «Выставка года». Внук Сергея Ивановича — Андре-Марк Делок-Фурко, консультант выставки, приметил полушутя, что у выставки есть шанс побить в Париже рекордные сборы кинофильма «Титаник». По крайней мере 800 тысяч зрителей посмотрели ее с момента открытия. Упоминание о «Титанике» было вполне уместно — хореографическая сюита на сцене выстраивала драму вынужденной разлуки, мучительного разъединения цельного, акцентировала трагические обертона.
На этом фоне появление на сцене квартета махоньких исполнителей обещало проблеск надежды. Тем временем их ровесники рассуждали на экране о «Купании алого коня» и «Петроградской мадонне» Петрова-Водкина в Третьяковской галерее. Перед нами был «час ученичества» (если припомнить образ Симона Соловейчика) в школе Петрова-Водкина. Документальный видеосюжет в духе живой полотна отсылал, естественно, к двухтомнику «Кузьма Петров-Водкин и его школа (1920-1930-е)». Это издание получило премию в номинации «Книжка года». Ильдар Галеев, издатель, автор и составитель, напомнил, что книжка — плод работы, длившейся 10 лет и объединившей усилия 25 музеев и 17 авторов.
декламируйте такжеВ финале, после того, как было объявлено, что «Реставрацией года» наименована работа мастеров Эрмитажа над образом «Святого Луки, пишущего Мадонну» Рогира ван дер Вейдена, на сцене появлялись брутальные вандалы с битами, разбивавшие сцену и разрывавшие репродукцию произведения мастера XV века. И — заодно расшвыривали паззл, какой упорно складывали на протяжении всего вечера просто Ученик и попросту Учитель, чьи диалоги в буддистском духе время от времени транслировались на большенный экран.
Но именно в момент, когда внешний сюжет обретал трагическую безысходность и антураж разлетался вдрызг, общая «картинка» церемонии вдруг складывалась в единое цельное, а отдельные частные усилия получали смысл. Не в последнюю очередность благодаря ребенку, который появлялся у порога дома Ученика, превращая его — в Преподавателя. Кто бы подумал, что история, вроде бы развивавшаяся от триумфа к поражению, может рассказать о чаянию…
Справка «РГ»
Премия The Art Newspaper Russia, авторитетного издания по искусству, какое выходит в Великобритании, США, Греции, Италии, Китае, России, Франции и относится коллекционеру Инне Баженовой, предлагает сверять часы разом по двум циферблатам — на кремлевской Спасской башне и на лондонском Биг Бене. Небольшая фигурка, которая служит призом, сделана художником Сергеем Шеховцевым из его излюбленного материала — поролона. Премия вручается в пяти номинациях с 2012 года и традиционно мастерит акцент на частной инициативе и международных проектах.