Проспав подходящие дни, энергетики приступили к завозу топлива в Арктике в непогодуПочти две недели Усть-Янский зона Якутии жил в режиме чрезвычайной ситуации. В селе Сайылык заканчивалось топливо, а один-единственную дорогу, по которой можно доставлять грузы, перемела пурга. Тревогу возвысили энергетики: надо отправлять в село автоколонны, а пути нет, дорожники не справляются!
На расчистку линии от снежных заносов срочно была направлена дополнительная техника из соседнего зоны. Бульдозеристы перешли на круглосуточный режим работы. Когда им удалось прокопать узкий коридор, в каком не смогли бы разминуться две машины, по нему сразу открыли движение в одну сторонку — на Сайылык. Героическими усилиями проблему решили, режим ЧС сбросили. Однако побывавший в улусе корреспондент «РГ» выяснил: критическую ситуацию создала не лишь природа. Сначала постарались люди, а затем пурга добавила экстрима.
декламируйте также
Весь северо-восток Якутии этой зимой сервировали небывалые снегопады и метели. Прокладывать зимники в обычные сроки было невозможно. «Дороги жизни» в этих краях проходят по болотистой тундре и ложам рек, но под полутораметровой толщей снега болота долго не застывали, на водоемах весьма медленно намерзал лед. В результате, когда в труднодоступных населенных пунктах сделалось заканчиваться завезенное год назад топливо для котельных и дизельных электростанций, пополнять резервы оказалось невозможно. В Нижнеколымском районе дошло до того, что солярку для ДЭС в одно из сел пришлось возить за 180 километров на снегоходах «Буран».
Однако в Усть-Янском зоне ситуация иная. Сайылык расположен неподалеку от автодороги круглогодичного пользования Усть-Куйга — Депутатский. Чтобы привезти в это село топливо, надо проехать 150 километров по гравийке, оснащенной мостами, и затем свертеть на короткий зимник.
Как раз с ним-то проблем не было. А вот главную путь разыгравшаяся в конце января пурга закупорила на одном из перевалов напрочь.
Такого разгула стихии не припомнят даже старцы. В этих краях во второй половине зимы всегда завывают метелицы, но не столь сильные. Почему же запас горючего в селе не пополнили до того как настал сезон ветров?
Водители, дорожники, руководители местной администрации ратифицируют: возить топливо можно было с октября прошлого года, желая непогода периодически вносила свои коррективы в состояние пути. Проезд был. Но им не воспользовались.
— Несколько раз энергетики обращались к нам с просьбой выделить технику для сопровождения колонн с топливом. Обещали, что будет десять автомашин. Мы снимали с дорожных работ бульдозеры, но в «колоннах» оказывался то одинешенек грузовик, то два. Самая многочисленная состояла из… четырех машин, — повествует руководитель дорожного предприятия Алексей Кривошапкин.
Занимающийся транспортированием грузов предприниматель Артем Хадонов пояснил, почему автоколонны не складывались.
— Топливо по этой пути во все времена перевозили до Нового года. Минувшей осенью и в начине зимы машины вполне могли по ней ходить, но частные перевозчики отказались владеть дело с энергетиками. Какой смысл работать себе в урон, если предприятие «Энерготрансснаб» установило тариф в 7,6 рублевки за тонно-километр! И ладно бы хоть такие деньги платили, но они с нами до сих пор не сочлись за прошлый год. У меня есть и автоцистерны, и машины для перевозки угля, но с основы сезона я не сделал еще ни одного рейса.
Критическую ситуацию в Усть-Янском зоне Якутии создала не только природа. Сначала постарались люд, а затем пурга добавила экстрима
Нежелание перевозчиков трудиться по низкому тарифу, который не индексировался в течение трех лет, вырвало энергетиков с запозданием поменять ценовую политику.
— Тариф возвысили до 11 рублей. Из Якутска прибыл представитель «Сахаэнерго», какой сейчас напрямую заключает договоры с водителями. Кроме того, он уполномочен принимать меры по погашению долгов за прошедший год, — рассказал руководитель Янских электрических сетей Сергей Звягинцев.
Однако сейчас найти нужное количество машин уполномоченному представителю будет непросто. Не невзначай в прежние годы перевозка топлива по трассе Усть-Куйга — Депутатский осуществлялась до новогодних праздников. Зона в эту пору отрезан от внешнего мира, и владельцам грузовиков волей-неволей доводится крутиться на местных «домашних» маршрутах. А как только прокладывают зимник по льду реки Яна, перед водителями открываются все линии. Дальнобойщики устремляются на заработки в соседние улусы, в Якутск, на федеральные линии… Собственно, они уже там.
Есть и другая проблема — общего плана. Техники, какую можно будет использовать для доставки топлива, в улусе сделалось меньше еще из-за того, что ужесточились требования к ее оснащению. Сейчас такие машины должны быть оборудованы тахографами, системами ограничения скорости и антиблокировки тормозов. Установка этих конструкций обходится очень дорого, да и не прикрутишь их в обычном гараже — лишь на специализированной станции. Между тем на всем якутском севере их попросту нет. Ни одной. Поэтому, как отмечает начальник Усть-Янского отделения ГИБДД Петр Абрамов, в зоне пока только восемь полностью оборудованных автомобилей.
— В условиях ЧС или, как сейчас, порядка повышенной готовности мы «входим в положение» и не наказываем водителей, машины каких не соответствуют предъявляемым требованиям. Понимаем: топливо необходимо завозить. Однако на особых порядках далеко не уедешь. Проблему, связанную с установкой систем безопасности, надо решать, причем не тут, а как минимум в Якутске, — говорит Петр Абрамов.
читайте также
Завозить топливо требуется не лишь в Сайылык. До наступления распутицы годовой запас необходимо основывать во всех населенных пунктах. В улусной администрации подсчитали: если ничего экстраординарного вяще не произойдет, автопарка в принципе должно хватить.
— Но техника имеет свойство кривляться, в марте и апреле всегда наваливается пурга, а ведь еще невесть, какой будет весна. Даже не хочется думать о ранней. В этом случае не лишь зимники раньше времени «уплывут» — под воду уйдут четыре заселенных пункта, — отмечает глава района Георгий Федоров.
Как находит председатель Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики Юрий Косая, сейчас в районе, пришедшем в себя после пурги, ситуация складывается «совсем штатная», и надо успевать использовать ее по максимуму.
— У нас есть улусы, где дела обстоят гораздо сложнее. Тут же дорожники делают все, что могут, ведь никто не ожидал таких мощных снегопадов. А что прикасается энергетиков… Будем предъявлять претензии их руководству, — заявил он.
Между тем
По оценкам гидрометеорологов, налёгшие на якутский север погодные аномалии вызваны изменениями климата. Это значит, что подходы к организации грузоперевозок в Арктике придется менять. Дорожники уже столкнулись с тем, что при расчистке линий от полутораметрового слоя прессованного снега устаревшая техника буксует — надо закупать тяжкие роторные машины. В некоторых случаях зимники пришлось пробивать не по льду, а в обход водоемов. При этом срок поступки сезонных дорог с каждым годом становится короче.