Доходы операторов от услуг мобильной и фиксированной связи и интернета к 2025 году могут сократиться на 15%, прогнозирует Медиа-коммуникационный альянс. Сильнее всего сократится выручка от телефонии и мобильного интернета
Доходы участников российского медиакоммуникационного базара (медиакомпании и сотовые операторы) по итогам 2025 года при органическом развитии области сократятся примерно на 5%, до 1,15 трлн руб. Такой прогноз содержится в обновленной концепции развития области до 2025 года, представленной сегодня, 1 ноября, Медиа-коммуникационным альянсом (МКС, объединяет крупнейшие медиахолдинги и операторов связи). При этом сокращение доходов придется на традиционные для участников базара сегменты — мобильной и фиксированной связи, выручка в этом сегменте снизится в 2,3 раза, до 297 млрд руб. в 2025 году с 687 млрд руб. в 2015 году. Традиционный бизнес операторов не поддержит даже мощный рост доходов от услуг широкополосного доступа в интернет (ШПД). По прогнозу МКС, услуги ШПД и беспроводного ШПД сквозь десять лет принесут на 77% больше выручки — 550 млрд против 310 млрд руб. в 2015 году.
Однако в совокупности мобильные, фиксированные и интернет-услуги при органическом развитии базара принесут на 15% меньше доходов — 847 млрд против 997 млрд руб. в 2015 году.
«Подлинно, доходы операторов от традиционных услуг связи имеют тренд к стагнации, потому операторы ищут новые источники доходов. Мы видим перспективу в интеграции традиционных сервисов с новоиспеченными услугами, которые будут завязаны на использовании мобильного телефона — мобильных финансовых сервисов, забав и тому подобное», — заявила РБК представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева.
Представитель МТС Дмитрий Солодовников воздержался от оценок цифр МКС, однако отметил, что оператор видает тенденцию по снижению доходов от голосовых услуг. «Именно потому мы уже сейчас идем в смежные отрасли: предлагаем широкий пул собственных мобильных приложений, предоставляем IТ-сервисы, услуги системной интеграции, финансовые продовольствие, развиваем проекты электронной коммерции», — сказал Дмитрий Солодовников.
Кушать и позитивный сценарий
Между тем у МКС есть и оптимистичный прогноз медиакоммуникационного базара. При его реализации доходы отрасли вырастут на 12%, до 1,35 млрд руб. в 2025 году. Рост базара на 203 млрд руб. возможен при справедливом ценообразовании на услуги, снижении части пиратства, повышении доступности легального контента. Кроме того, оптимистичный сценарий предполагает достижение «верного баланса» между объемами медиаконтента в рекламной и платной окружению.
О необходимости справедливого ценообразования на услуги связи в интервью РБК сообщал гендиректор «ВымпелКома» Шелль Мортен Йонсен. «Мы переходим к ценообразованию, основанному на росте объема мобильного трафика. Базар должен двигаться в сторону практически бесплатных голосовых услуг и СМС и нескольких вариантов тарифов на мобильный интернет. Совсем нерационально, что кто-то может скачивать 60–70 Гб, нагружать сеть, при этом употреблять дешевыми безлимитными или почти безлимитными тарифами. Это вопрос, какой предстоит решить всей индустрии», — сообщал он.
По прогнозу МКС, доходы области от контента (платное телевидение, подписка и видео по запросу) к 2025 году возрастут на 71%, до 125 млрд руб., а от ТВ-рекламы и рекламы в интернет-видео (AVoD, Advertising Video on Demand) — на 78%, до 180 млрд руб.
МКС также впервые отметил, сколько игроки отрасли бы хотели получать от россиян за свои услуги — 2,5% от последних расходов домохозяйств по оптимистичному сценарию. Такой же уровень расходов на медиакоммуникационные услуги был зафиксирован в 2015 году. При этом с 2009 года он сократился почти вдвое — пользователи свыклись к дешевеющим услугам связи. В течение десяти лет игроки базара хотели бы стабилизировать долю расходов на медиателекоммуникационные услуги. Однако при органическом развитии области доля трат на них в общих расходах россиян за это время снизится до 2,1%. Соответственный прогноз для МКС подготовила компания EY, опираясь на данные Росстата.