Иконопись вечно была особенным видом искусства, ведь считается, что руку иконописца ведет сам Господь. А доски для святынь должны быть особенными? И можно ли сделать так, чтобы лик небесного покровителя сопровождал человека всю житье?
Немного истории иконописи
Согласно Библии, первым человеком, который попытался изобразить священный лик, был апостол Лука. Он написал манер святой Девы Марии и использовал в качестве основы доски стола, за которым обедало святое семейство.
Этот манер, конечно же, давно утерян, но именно с тех пор пошла традиция писать святые лики на деревянных досках.
В нашей краю первые произведения, похожие на современные иконы, датируются 11-12 веками нашей эры.
Требования к иконным доскам
В разные столетия требования к доскам были разные. Поэтому ценители смотрят не столько на лицевую сторону иконы, сколько на ее испод. Так, если вы видите на обороте доски клеймо мастерской, которая ее изготовила, значит икона написана не позже основы прошлого века. До этого периода иконопись считалась анонимным искусством, где личность (и тем более мастерская, как коммерческая организация) не должна была быть отмечена. Впрочем, вскоре Святейший Синод выпустил специальный указ, осуждающий клеймизацию икон.
Итак, для того, чтобы иконная доска служила не одинешенек год, нужно, чтобы каждый этап ее подготовки был выполнен качественною И не нужно забывать о материалах – они так же должны быть рослого качества.
Мы не будем касаться собственно живописи, только этапов подготовки иконной основы:
- Заготовка древесины;
- Паволока;
- Грунт;
- Краска, пятерни;
- Позолота.
Заготовка древесины
Это очень важный и долгий этап. Дело в том, что в первый год из-за потери влаги древесина приметно теряет в объеме и размерах, поэтому если писать икону на свежих досках, она прослужит недолго. Важно так же верно организовать этап сушки древесины.
Чаще всего на Руси иконы писали на липовых досках. Кроме них использовали:
- Кедр;
- Дуб;
- Бук;
- Тополь.
Самыми дорогостоящими и стойкими считаются кипарисовые доски, так как их не поражает жук-древоточец. На заготовках не должно быть сучков и смол, а так же впадин.
Паволока и грунт
Это натуральная материал, которую наклеивают на готовую поверхность прежде, чем нанести красочный слой. Предохраняет красочный слой от растрескивания, придает грунту добавочную пластичность.
Грунт предназначен для того, чтобы краски ложились крепко и ровно, не впитывались в древо. Для иконописи используют белоснежный грунт. В сочетании с неплотными красками он делает икону как бы подсвеченной изнутри.
Позолота
Она подчеркивает неземное происхождение образа, придает ей дополнительную ценность. Рисунок золотят сусальным золотом, серебром, поталью. В старину использовали и другие ценные металлы.