Для повышения эффективности медицинской поддержки, которую получают граждане в рамках обязательного медицинского страхования, необходимо усилить обратную связь с населением и дать возможность самим пациентам контролировать качество труды медиков. Об этом шла речь на встрече председателя ФОМС Наталья Стадченко с представителями Всероссийских союзов пациентов и страховщиков.

Участники условились, что пациентские организации будут включены в состав координационных советов по организации защиты прав застрахованных. В ближайшее пора между Всероссийским союзом пациентов и Федеральным фондом ОМС будет подписано соответствующее соглашение, сообщила глава ФОМС.

«Необходимо включить представителей пациентского сообщества в координационный рекомендация по защите прав застрахованных. Это межведомственная организация федерального уровня. Такие советы созданы во всех регионах России. Будет верно, если представители Всероссийского союза пациентов станут их полноправными участниками. В рамках советов будут созданы особые рабочие группы, куда также войдут представители пациентского сообщества», — сообщила Наталья Стадченко.

Цель такого взаимодействия — усилить связь с народонаселением и повысить уровень общественного контроля. Кроме того, рабочие группы в рамках координационных советов смогут заниматься проблема отдельных групп пациентов — так, онкологических больных, больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.

«Вместе со страховыми компаниями мы делаем много для обеспечения защиты прав застрахованных граждан, но наши люд ещё недостаточно знают свои права в сфере обязательного медицинского страхования», — отметила Стадченко.

Сопредседатель Всероссийского альянса пациентов Юрий Жулев заявил, что участие объединений пациентов может быть полезным при решении самых различных вопросов системы ОМС — начиная от организации работы и заканчивая тарифами. «Мы готовы провести специальные тренинги с пациентскими организациями, подготовить общественников для того, чтобы они смогли эффективно подключиться к труду во всех регионах», — сказал Жулев.

Кроме того, пациентские организации планируют плотнее сотрудничать со страховыми компаниями. «У нас кушать «горячие линии», у страховых медицинских организаций есть «горячие линии», и мы уже начинаем перенаправлять пациентов по вопросам ОМС к страховщикам. Все проблемы оперативно решаются. Сегодня мы уже поручаем своим экспертам при звонках уточнять, обращался ли пациент за помощью в свою страховую компанию, и если да, то выяснять, как он остался доволен взаимодействием со СМО. Таким образом, мы снимаем огромный пласт информации об эффективности системы ОМС и готовы предоставлять и совместно разбирать полученные данные», — отметил Юрий Жулев.

Страховые медицинские организации со своей стороны предложили пациентскому сообществу поддержка в контрольно-экспертной деятельности. «У страховых компаний есть подготовленные эксперты, мы можем проводить целевые экспертизы по тем запросам, какие поступают из пациентских сообществ, дополняя работу с обращениями граждан теми контрольно- экспертными функциями, которых нет у пациентских организаций. И у нас кушать юристы, которые могут защищать интересы пациентов в судах», — отметил представитель ВСС Сергей Плехов.

Кроме того, участие пациентских организаций и СМО в координационных рекомендациях будет способствовать подготовке более взвешенных управленческих решений и их продвижению в органы управления здравоохранения. «Думаю, что те предложения, какие будут подготовлены пациентским сообществом в союзе со страховыми компаниями, с представителями фондов ОМС имеют больше шансов на то, чтобы быть зачисленными к рассмотрению органами здравоохранения на уровне субъектов РФ», — заметил Сергей Плехов.