Президент Медиа-коммуникационного альянса Павел Степанов в интервью РБК — о законопроекте, регулирующем работу мессенджеров и онлайн-кинотеатров, и его критике со сторонки игроков рынка

Медиа-коммуникационный союз (МКС) завершил работу над исправлениями в законы «О связи» и «Об информации». В случае принятия этого документа иноземцам будет запрещено владеть более 20% в онлайн-кинотеатрах, а мессенджеры будут обязаны идентифицировать пользователей («вязать» его с конкретным человеком).

Подготовленный МКС законопроект активно критиковали иные игроки отрасли. В интервью РБК глава союза Павел Степанов рассказал, что в ближайшее время поправки внесут в Госдуму, однако через кого, в МКС пока обсуждается. По его словам, предложенные альянсом меры необходимы как для повышения конкуренции среди игроков базара, так и для защиты национального контента.

«Нам важны сервисы, которые носят массовый нрав»

— Основное внимание в предлагаемом МКС законопроекте уделяется онлайн-кинотеатрам — или, используя терминологию документа, «аудиовизуальным сервисам». Отчего?

— Мы включили в законопроект именно аудиовизуальные сервисы, поскольку участники МКС работают в первую очередь в этой плоскости. Мы исключили из документа социальные сети и все, что прикасается пользовательского контента, а также поисковые системы. Хотя я встречал отзывы, что, вероятно, надо регулировать и пользовательский контент. Но мы хотели разработать регулирование для профессионального контента, а не пользовательского. На труд мессенджеров этот законопроект тоже распространяется.

Хочу обратить внимание, что нам, природно, важны те сервисы, которые носят массовый характер. Вы упомянули ограничение на владение иноземным инвестором долей в аудиовизуальном сервисе на уровне до 20%. Под эту норму подпадают аудиовизуальные сервисы со среднесуточным визитом в России 100 тыс. и более пользователей в течение месяца, и 20 тыс. — для одного субъекта Федерации. При подготовке законопроекта мы запрашивали эти у TNS, Роскомнадзора, ряда других источников. Далеко не все российские онлайн-кинотеатры подпадают под это регулирование. Даже с этой формальной точки зрения тезис о том, что норма стукнет по всей отрасли, по нашему мнению, сильно преувеличен.

Выручка онлайн-кинотеатров

Выручка онлайн-кинотеатров в России по итогам первого полугодия 2016 года составила 3,1 млрд руб., по оценке Telecom Daily. По итогам 2015 года доходы сервисов возросли на 13%, до 6,3 млрд руб. При этом 64% доходов пришлось на рекламную бизнес-модель. По итогам первого полугодия крупнейшими игроками российского базара онлайн-видео были YouTube, онлайн-кинотеатры ivi, Tvigle, Rutube, видеосервисы «Ростелекома».

— В законопроекте предлагается включить эти сервисы в реестр. Сколько сервисов в нем будет?

— Каким будет этот реестр — проблема, который нужно проговаривать с Роскомнадзором. По данным исследований в нашем распоряжении, выговор идет о количестве до 30 сервисов.

— Зачем вообще МКС взялся строчить правила игры для мессенджеров и аудиовизуальных сервисов?

— Аудиовизуальные сервисы являются составной долей медийного пространства, и по ним нет никакого регулирования, даже на уровне понятий, что они собой воображают. Законопроект определяет, что это такое, какие сервисы действительно можно находить крупными, какие — нет.

— Кому это регулирование изначально было необходимо, что оно даст?

— Как без регулирования определять, что такое аудиовизуальный сервис или мессенджер? Возникают проблемы о покупке, продаже, развитии, государственной поддержке таких сервисов, вероятно, налогообложении. Явление существует, активно развивается, а на элементарный проблема, что это такое, никто ответить не может. Любые правоотношения — это взаимоотношения, урегулированные правом. А у нас есть блок общественных отношений, какой составляют аудиовизуальные сервисы, но правоотношений нет, поскольку они никак не урегулированы.

— Участники базара предполагали, что таким образом вы хотите защитить интересы членов МКС, какие терпят убытки: аудиовизуальные сервисы отъедают долю по зрителям и рекламе у традиционных медийных компаний, мессенджеры опасны для сотовых операторов. Это так?

— Мы создаем регулирование не ради регулирования, а ради создания целой конкурентной среды. Это первая задача.

Вторая задача — защита национального контента. Как раз с этим связано ограничение «20 на 80» (выговор о доле иностранных инвесторов в аудиовизуальных сервисах. — РБК). Отмечу, что эта норма не коснется площадок, какие размещают пользовательский контент.

Третья история касается идентификации пользователей в мессенджерах — это задача, связанная с теми вызовами и угрозами обществу, какие присутствуют из-за анонимности: это и угроза утечки персональных этих, и защита от спама и террористических угроз. Идентификация, которая предлагается, позволяет гарантировать информационную безопасность использования современных сервисов.

Павел Степанов — РБК: «Регулирование мессенджеров нужно для конкуренции»

Фото: Олег Яковлев/РБК

— Заявка идентификации касается только мессенджеров? Или онлайн-кинотеатров тоже?

— В первую очередность пользователей мессенджеров. Аудиовизуальных сервисов это коснется при размещении пользовательского контента. Но проблема будет решаться на уровне подзаконных актов.

— То есть если пользователь пожелает разместить видео на YouTube, он сначала должен будет минуть процесс идентификации?

— Только в случае, если сам сервис предусматривает идентификацию пользователей.

— Критики законопроекта сообщают, что МКС создает новый источник дохода для операторов связи, какие будут получать плату за идентификацию.

— По оценкам экспертов МКС, такая идентификация уже в подавляющем большинстве случаев есть, поэтому не приведет ни к какому увеличению стоимости. Без ввода абонентского номера использовать мессенджеры невозможно. Идентификацию можно осуществлять сквозь СМС или через портал госуслуг.

— Но сейчас идентификация должна шагать необязательно напрямую через операторов, а может — через СМС-агрегаторов. И у агрегаторов стоимости на рассылки СМС ниже, чем у операторов.

— Еще раз, идентификация же ведется? Ведется. Потому аргумент, связанный с тем, что ее нет и она вдруг возникает, неприменим. Там же не определено, что, положим, идентификация обязательно должна осуществляться через СМС. Осуществляйте идентификацию, как находите нужным. Другой вопрос, что, как правило, через СМС это делать спокойнее. Но это уже не вопрос законопроекта.

— По законопроекту мессенджеры должны по требованию госорганов ограничивать рассылку массовых электронных извещений. Как это будет осуществляться?

— Механизм должен быть приблизительно подобный же, как при рассылке СМС-сообщений. То есть вначале нужно отправить заявка мессенджеру. Если возникнет нарушение, имея идентификацию, регулятор сможет адресоваться к тому лицу, которое является источником массовой рассылки, пиратского ресурса, террористического сайта — не значительно, и только если оно не реагирует на требования, регулирующий орган упрашивает операторов прекратить эту историю.

— СМС-спам контролирует ФАС. Кто будет наблюдать за рассылками в мессенджерах?

— Предполагается, что Роскомнадзор.

МКС образован в 2014 году крупнейшими игроками медиа- и телекоммуникационной областей. Среди участников: ​ Национальная медиа группа, «Газпром-Медиа», «СТС Медиа», операторы МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Ростелеком» и др.

«Риск есть всегда»

— То, что вы упомянули, коснется и зарубежных компаний, которые предоставляют сервис в России. Как вы принудите их выполнять требования? Например, Facebook, у него тоже кушать свой мессенджер.

— И этот вопрос будет решаться не на степени закона, а на уровне правоприменительной практики. У Роскомнадзора накоплен довольно большой багаж опыта по взаимодействию с зарубежными площадками. Образцов масса.

— Возможна ли ситуация, при которой будет блокироваться приобретение и скачивание приложений-мессенджеров? Что будет с уже скачанными?

— Технических проблем, конечно, много. Безусловно, Роскомнадзору надо будет поразмыслить по поводу механизма регулирования. Обращаю внимание, что это не первый законопроект в этой сфере. Он может опираться на существующий эксперимент Роскомнадзора или ФАС в смежных секторах регулирования. Но, по сути, изменения не коснутся пользователей: им не придется переустанавливать приложения или добавочно проходить идентификацию. Они регулируют доступ мессенджеров к данным операторов связи (номерам). Намечается, что заключаемые с операторами связи соглашения будут определять распорядок и условия направления СМС с кодами подтверждения для идентификации пользователей.

— Но Facebook, так, до сих пор не локализовал персональные данные по закону, как и Twitter. По сути, этот закон сейчас не всеми исполняется. Нет ли риска, что такая же ситуация уложится и с сервисами, упоминаемыми в законопроекте МКС?

— Риск существует всегда. Но я не могу обсуждать, что исполняется, что не исполняется. Это не входит в мою компетенцию.

— Вы упомянули, что одна из мишеней закона — защита национального контента. Можете пояснить свою дума?

— Требование «20 на 80» в первую очередь направлено на то, что это должны быть собственно российские площадки, оно создает предпосылку как для защиты национального контента, так и для его распространения и дистрибуции. Если вы спросите, будет ли с принятием этого закона национальный контент разом же защищен, ответ — конечно, нет. В моем понимании этот законопроект является одним из звеньев труды по защите национального контента. Это вопросы, связанные с борьбой с пиратством, «зеркалами» (добавочные адреса, переходя по которым можно попасть на тот же сайт. — РБК), над чем сейчас трудятся Роскомнадзор и Минкомсвязи. Из финальной версии законопроекта исключили заявка об обязательной доле национальной продукции и распространении только тех передач и кинофильмов, какие имеют прокатное удостоверение.


Фотогалерея
Big-расплата: как регулируются базары связи и медиа



Павел Степанов — РБК: «Регулирование мессенджеров нужно для конкуренции»


Павел Степанов — РБК: «Регулирование мессенджеров нужно для конкуренции»


Павел Степанов — РБК: «Регулирование мессенджеров нужно для конкуренции»


Павел Степанов — РБК: «Регулирование мессенджеров нужно для конкуренции»




Медиа-Коммуникационный союз (МКС) подготовил законопроект, устремлённый на регулирование работы мессенджеров и онлайн-кинотеатров. Как законодатели меняли правила игры на базарах коммуникаций…

Показать 6 фотографий

— Вы считаете, что контролируемые российскими юрлицами площадки будут в первую очередность размещать национальный контент?

— Это не вопрос регулирования. Это вопрос базара. Но на рынке мы видим тенденцию к росту производства и потребления внутреннего контента.

— Среди прочего критики принципа «20 на 80» указывают, что норма коснется поисковых систем, какие в поисковой выдаче показывают видеозаписи.

— «Яндекс» как поисковая система не подпадает. Но то, что «Яндекс» создал собственный аудиовизуальный сервис, — это отдельный вопрос. Мы встречались с «Яндексом». МКС готов рассматривать предложения от «Яндекса», но пока они не поступали.

— Сейчас они смогут представить свои возражения? Насколько вы готовы их внимать?

— Конечно, готовы. Вопрос заключается в конструктивном подходе. То кушать если коллеги говорят, что законопроект якобы противоречит Конституции и потому он не нужен в принципе, мне кажется, это не база для диалога. Если подают конкретную редакцию, предложение, — готовы.

— Почему вы разрешили вывести из-под действия закона аудиовизуальные сервисы компаний, имеющих стратегическое смысл, то есть операторов, входящих в МКС?

— Чтобы не создавалось коллизий с иными нормами, касающимися стратегических компаний. Неважно, операторы это или еще кто-либо. Там своя система регулирования. Кушать большие законопроекты, которые покрывают сразу несколько областей. Другие крупные агрегаторы могут рассмотреть этот линия выхода из-под предлагаемого регулирования.

— В законопроекте также кушать положение, которое вносит поправки в так называемый закон Яровой. Верно ли мы понимаем, что оно сокращает количество информации, которое должны будут хранить операторы?

— Да, нет резона дублировать хранение информации одновременно операторами связи и устроителями распространения информации.

— Обсуждалось, что законопроект планируется представить на конференции Russian Interactive Week (RIW) -2016 1 ноября? Это так?

— У нас нет мишени непременно презентовать законопроект, поскольку его текст уже всем довольно хорошо известен, в том числе из СМИ. Все мнения так или иначе были высказаны. Сейчас значительно понять и обозначить, куда движется отрасль медиакоммуникаций и каковы перспективы. Мы желаем церемонию открытия RIW-2016 посвятить этой теме. Законопроект мы обнародуем на сайте МКС.

Павел Степанов сделался президентом Медиа-коммуникационного союза в августе 2016 года. Также с февраля 2014 года является генеральным директором кинокомпании «Централ Партнершип» (входит в «Газпром-Медиа»). Ранее, с 2010 года, ​ был первым заместителем гендиректора по корпоративному управлению ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». В 2004–2010 годах занимал место референта Государственно-правового управления президента РФ. В 1999–2004 годах был начальником правового управления Министерства по делам прессы, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Что рынок думает о законопроекте МКС

Про идентификацию в мессенджерах

В «Яндексе» настаивают, что пострадают все площадки, на каких происходит коммуникация пользователей: сайты с возможностью оставлять комментарии, форумы и т.д.

Мессенджеры уже запрашивают номер мобильного телефона при регистрации новоиспеченного пользователя. Но сейчас они платят за СМС-активацию крупным агрегаторам, какие высылают коды активации, рассказывал источник РБК в одном из популярных мессенджеров.

«Агрегатор не выдает сим-карты и не имеет доступа к паспортным этим абонента, то есть не может проводить идентификацию, — сообщает представитель платежной системы QIWI, которая долгое пора идентифицирует пользователей через сотовых операторов. — Рассылать СМС сквозь агрегаторов примерно на 50% дешевле (сумма зависит от договоренностей и объемов), чем напрямую сквозь операторов». Затраты мессенджеров могут вырасти еще и из-за того, что для идентификации пользователя им придется отправлять не одну СМС, как в случае с агрегатором, а несколько. После того как абонент получил возможность переходить от одного оператора к иному со своим номером, невозможно определить, кому отправлять СМС для идентификации, то кушать придется отправлять сразу четыре СМС крупнейшим операторам», — рассуждает представитель QIWI.

Об ограничении роли иноземцев

«Законопроект может коснуться в том числе поисковых сервисов, какие сами не размещают и не распространяют видеоконтент. Поправки приравнивают поисковые системы к аудиовизуальным сервисам, возлагая на них долги, например по премодерации контента», — говорят в «Яндексе». «Очевидно, что для таких российских и оперирующих в России компаний, как Mail.Ru Group и «Яндекс», запрещение на участие иностранного капитала — это фактически запрет на создание и развитие собственных сервисов (даже если на ныне у них их нет и текущие сервисы будут выведены из теста законопроекта). Очевидно, что компании, будучи публичными, не сделаются менять свою акционерную структуру», — отмечает вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян.

По словам замгендиректора по правовым проблемам ivi (у этого онлайн-кинотеатра есть и русские, и иностранные владельцы, но структура не раскрывается) Михаила Платова, в случае принятия закона сферы инвесторов, которые «могли бы поддержать или приобрести компанию, гораздо снизится». «Такое ограничение совсем не оправдано с учетом даже той аналогии, какую можно проводить с регулированием СМИ. Онлайн-кинотеатр — это развлекательный сервис, не формирует никакой социальной или политической повестки», — находит он. После принятия поправок в закон «О СМИ» шведский холдинг MTG, владевший 75% «СТС Медиа», вырван был продать их за $200 млн структурам Алишера Усманова и Ивана Таврина. За год до этого, когда исправления были только внесены в Госдуму, стоимость доли MTG исходя из капитализации «СТС Медиа» на NASDAQ, составляла немало $1 млрд.

При участии Анастасии Папандиной