На IV Дальневосточном интернациональном музыкальном фестивале «Мариинский» в честь 175-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Мусоргского прозвучала музыка великих композиторов. «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническую сюиту «Шехеразада» и концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор Римского-Корсакова исполнил сводный симфонический оркестр Мариинки и Приморской подмостки Мариинского театра. Солировала лауреат международных конкурсов Канон Мацуда.
В перерыве между репетициями корреспонденту «РГ» удалось побеседовать с пианисткой из Японии.
Канон, вы начали заниматься музыкой с четырех лет, в шесть устроились в школу имени Гнесиных, недавно окончили Московскую консерваторию имени Чайковского. Как получилось, что вы стали пианисткой русской школы?
Канон Мацуда: Мои родители находили, что для гармоничного развития ребенку нужны разные занятия. Я занималась плаванием, балетом, игрой на фортепьяно, но победила музыка. Мама отыскала хорошего педагога. Йоcико Хосода-сан очень интересовалась музыкальным образованием детей в России, где с раннего школьного года занимаются изучением специальных предметов, касающихся музыки. Она предложила принять участие в мастер-классе русских педагогов из Гнесинки, какие приехали в мой родной город Такамацу. Они послушали меня и сказали, что стоит начать профессионально заниматься музыкой в Москве.
Желая еще раньше, до моего рождения, старший брат моей мамы (актер и режиссер Джунсукэ Киношита), составил мой гороскоп (он давным-давно изучает хиромантию и астрологию). И он сказал, что мне «очень подходят занятия музыкой и… жить в Москве». Мама не придала этому смыслы, она даже не знала, где находится Москва. А когда меня пригласили учиться в Россию, она вспомнила его предсказание, он еще раз посмотрел мой гороскоп и произнёс: да, это то, что я тогда увидел.
Так мы с мамой приехали в Москву, и я поступила. В школе мне очень понравилось, мы до сих пор общаемся с моим преподавателем Еленой Петровной Ивановой. В этом году я окончила консерваторию, где обучалась в классе у Михаила Сергеевича Воскресенского. Поступила в ассисентуру-стажировку в класс Элисо Константиновны Вирсаладзе. Так что учиться мне еще два года.
Мне симпатично, что меня считают пианисткой русской школы, которая очень ценится в мире. Конечно, есть, наверное, отличия в менталитете, но всему, что я умею, меня научили русские педагоги.
Вы прекрасно владеете русским…
Канон Мацуда: В первые месяцы мне помогала переводчица. Устроившись в школу, я начала не только заниматься музыкой, но и учить русский язык, общаться с одноклассниками, и постепенно заговорила.
Маме пришлось сложнее, она до сих пор не так неплохо разговаривает. А вот младший брат владеет русским даже лучше меня. Он тоже приехал с нами, с четырех лет обучался играть на скрипке, потом перешел на альт, но недавно, к сожалению, решил бросить занятия. Бывая с ним в Японии, мы нередко в разговоре переходим на русский, и все сразу понимают, что мы приехали из России.
Вы рано начали побеждать в конкурсах. Первая победа в восемь лет на интернациональном конкурсе пианистов памяти Эдварда Грига в Москве. Через два года — Гран при VII Mеждународного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Затем иные престижные конкурсы. Вам нравится соревноваться?
Канон Мацуда: Честно говоря, не очень люблю конкурсы. Все это очень нервозно. И участвовать в них не хотелось бы, но в современном мире без этого сложно.
А за конкурсом Чайковского вы следили? Кто лично на вас произвел впечатление?
Канон Мацуда: Степень пианистов был очень высокий, а мне лично очень понравился американский пианист Кеннет Броберг, получивший третью премию. Я немало слышала в зале, но он произвел на меня впечатление русской романтикой, потрясающе исполнив музыку Метнера и этюд-картину ре минор Рахманинова. Это было так образно, так изумительно! Сквозь его исполнение я почувствовала, как мне открылся его внутренний мир. Я получила от этого огромное удовольствие.
Из того, что слышала и читала про вас, складывается впечатление, что вы тяготеете собственно к русской музыке? Как вы выбираете репертуар?
Канон Мацуда: Я исполняю разную музыку — и русскую, и европейскую, но действительно обожаю русскую музыку. Когда выступаю в Японии, меня часто просят исполнить первый концерт Чайковского, другой концерт Рахманинова. Заказывали как-то первый концерт для трубы и фортепиано с оркестром Шостаковича, из более современных — музыку Щедрина. Я исполняла ее два года назад во Владивостоке, на втором фестивале «Мариинский». Мне также весьма нравится Скрябин, я играла его этюды, а вот концерт еще не исполняла, хотя очень хочется познакомить с ним японских слушателей.
А вообще, когда зовут выступить с оркестром, чаще спрашивают, можешь ли ты сыграть конкретное произведение. Это в сольном концерте я предлагаю произведения сама.
С каким композитором или, может быть, с отдельным созданием того, чье имя на слуху, вам бы хотелось познакомить слушателей?
Канон Мацуда: Я недавно исполняла интермеццо Мусоргского в классическом манере. Есть для оркестра, а есть переложение для фортепиано самого композитора. Это очень интересная музыка, редко исполняемая. Я играла ее и в Москве, и в Японии, многим она понравилась.
Кушать ли в Японии композиторы, которые пишут большую музыку, и вам бы хотелось познакомить с нею зарубежных слушателей?
Канон Мацуда: Мне пока вяще хочется знакомить с русской музыкой, которую плохо знают в Японии. Хотя, возможно, у меня пока не случилось встречи с подобный музыкой, которая бы меня зацепила. Думаю, все еще впереди.
Вы такая юная, а уже записали в 2014 и 2017 году два диска под лейблом Deutsche Grammophon. Как важны такие записи для творчества и карьеры? Вы их слушаете?
Канон Мацуда: Когда я слушаю свои диски, мне любой раз хочется все переиграть. Запись диска — это работа в студии, а я бы хотела записывать вживую, на концертах. Когда чувствуешь энергетику от зрителей, чувствуешь совсем другие ощущения.
А если публика попалась непонимающая?
Канон Мацуда: Бывает на концертах публика, какая не очень привыкла к классической музыке и симфоническим концертам. Это ощущается, но редко. Помню как-то в Японии сначала я ощущала в зале напряжение, но ближе к завершению концерта люди прониклись музыкой и стали ею жить. Это было приятно.
Обожаете ли вы импровизировать?
Канон Мацуда: Я подбираю иногда музыку, но импровизировать так, чтобы это можно было показать публике, еще не получается. Желая в мире так много хорошей, даже гениальной музыки, что мне пока интереснее ее узнавать и исполнять.
У вас есть свой собственный инструмент?
Канон Мацуда: Кушать, в Японии — Стейнвэй. Но у пианистов такая профессия, что надо подстраиваться, ведь в каждом зале свой инструмент и за куцый срок надо находить с ним общий язык, хотя не всегда достаточно бывает репетиций.
Расскажите о ваших гастрольных планах?
Канон Мацуда: Недавно я играла в Грузии концерт Рахманинова. Во Владивосток прилетела после нескольких концертов в Японии, в программе бывальщины произведения Мусоргского, Чайковского, Бетховена, Шумана. В конце августа впервые буду выступать в Сингапуре с первым концертом Чайковского.
В октябре и ноябре запланировано несколько концертов в сопровождении симфонического оркестра Мариинского арены в Японии, дирижировать будет маэстро Гергиев. А в середине декабря у меня концерт в Китае. Я выступала там в прошлом году, и меня опять пригласили сыграть рапсодию Рахманинова.