Сооснователь компании Action Unit Тарас Кашинский

Фото: Олег Яковлев/РБК

Проверенные товарищи плюс любимое хобби — это формула успешного бизнеса для Тараса Кашинского. Постановка кинотрюков приносит его компании Action Unit миллионы рублей каждогодне

Тарас Кашинский с юности увлекался фехтованием и сумел обратить это хобби в бизнес. В послужном списке его компании Action Unit, какая занимается кинотрюками под ключ, — «Экипаж», «Сталинград», «Предание №17» и десятки других. И хотя в России индустрия трюков и каскадеров строится в основном на собственных знакомствах, грешит непрофессионализмом и демпингом, Action Unit удалось сделаться одним из крупнейших в стране игроков в этой области.

Свое, родимое

Российское кинопроизводство на подъеме. По данным главы российского Фонда кино Антона Малышева, в 2014 году в России было выпущено 110 кинофильмов, в 2015-м —123, а в 2016 году ожидается выход 158 полотен. Сборы от проката отечественных лент также растут: в 2015 году они составили 7,2 млрд руб., а за десять месяцев 2016-го  уже достигли 7 млрд руб. По словам генпродюсера кинокомпании «КиноКвант» Анны Крутовой, в 2016 году страна в 1,5 раза увеличило субсидии на кинопроизводство — они составили 5 млрд руб., при том что в 2014 и 2015 годах — возле 3 млрд руб. Суммарные вложения в кинопроизводство в 2016 году оцениваются в 11 млрд руб. в год.

Тяга к экрану

Тарас Кашинский окончил интернациональное отделение факультета журналистики МГУ. И в университете будущая специальность ему вполне нравилась — уже студентом он трудился на телевидении, сотрудничая с «Останкино» и РТР. А вот однокурсник Тараса, Александр Самохвалов, уже тогда увлекся трюковым кино. И предлагал товарищам сниматься в любительских фильмах. Кашинский был не прочь. «Мы бегали с машинами, играли в войнушку», — вспоминает он. Съемочным павильоном выступало основное здание МГУ, а натурные съемки проходили в Ботаническом саду при университете.

В крышке 1990-х годов, после университета, пути друзей на кое-какое время разошлись. Самохвалов стал профессиональным каскадером и постановщиком трюков. А Кашинский возделывал ниву журналистики. В 2000 году он переехал в Красноярск, где запустил ряд информационно-аналитических проектов, но сквозь пять лет решил вернуться в Москву. Здесь и произошла очередная встреча бывших однокурсников. Как раз тогда Александру Самохвалову потребовалось поставить фехтовальную сцену для фильма «1814». Он вспомнил про престарелого друга и позвал того на съемки. В итоге Кашинский помогал упражнять актеров и ставить сцену дуэли.

Работа ему понравилась, тем немало что Кашинский увлекался боевыми искусствами и не бросал фехтовать. Так и пошло — сперва ассистент постановщика трюков, затем сделался ставить самостоятельно. Кашинского стали узнавать и приглашать в новоиспеченные проекты.

В 2008 году он, Самохвалов и еще один их однокурсник Александр Дрожжин основали компанию Action Unit. Сейчас сообщают, что просто ради упорядочения организационных и финансовых вопросов, чтобы не отвлекаться на оформление бумаг во пора съемок. Стартовые вложения составили всего 160 тыс. руб. собственных средств основателей. Из них 50 тыс. руб. пошли на создание сайта, 60 тыс. руб. — на кепки, футболки и прочую платье с символикой, 10 тыс. руб. — на рекламу и 40 тыс. руб. — на оборудование.

По словам Кашинского, вложения окупились сквозь полгода.

10 тыс. руб. — средняя стоимость смены каскадера в России

35–50 тыс. руб. получает постановщик трюков за съемочный день в России

60–70 смен в посредственном занимает съемка полнометражного фильма жанра экшен

Возле $24 млн собрал самый успешный отечественный фильм 2016 года «Экипаж» (реж. Николай Лебедев)

Узкая площадка

Постановками трюков в России занимаются агентства 3xt, Nominus Media, Stunt Space, а также Ассоциация каскадеров России и Гильдия каскадеров. «Это весьма нишевой бизнес. Профессиональное сообщество узкое, и все друг о товарище знают. Так и живут внутри профессионального поля», — сообщает конкурент Кашинского, представитель студии 3xt, пожелавший не называть свое имя.

С момента основания команда Action Unit участвовала в трех проектах каждогодне минимум. 2013–2014 годы оказались еще более удачными — компания устанавливала трюки в семи и пяти фильмах соответственно. В том же 2014 году компания показала рекордную выручку — 15,6 млн руб. (барыш 629 тыс. руб.), 2015 год оказался менее хлебным — 9,1 млн руб. (урон 426 тыс. руб.). «Это бизнес для фанатов, огромных денег не заработаешь, лишь море удовольствия и зарплату», — смеется Тарас. По его словам, маржа Action Unit — 10%, но порядочная часть прибыли уходит на закупку нового оборудования.

Чтобы добиться успеха, у постановщика трюков надлежит быть все в порядке с репутацией, портфолио и расценками. С репутацией и портфолио все удобопонятно: если постановщиком трюков оказываются довольны, то зовут на новоиспеченные проекты. В результате прирастает и то и другое. И, например, со студией Никиты Михалкова «Тритэ» Action Unit сотрудничает всегда с 2012 года, когда был реализован их первый совместный проект.

​Что же прикасается расценок, тот тут основатели Action Unit поначалу обожглись, введя их в 1,5 раза выше рынка. Мотивировали тем, что агентство гарантирует качество и безопасность. Но когда труды в Action Unit не было, его же каскадеры на других проектах соглашались трудиться за меньшие деньги. «Продюсеры этому, мягко говоря, изумлялись, мы теряли клиентов», — вспоминает Кашинский. В итоге снизили стоимости до среднерыночных.

Также со временем отказались от идеи ​собрать пул штатных каскадеров и трудиться только с ним. Пришло понимание, что кино — это проектная работа, в какой сложно гарантировать стабильный заработок. В некоторых картинах, даже если зовут постановщика, каскадеры не нужны или работы для них немного.

Сейчас в базе каскадеров Action Unit возле 50 человек, и это позволяет привлекать нужных для конкретных проектов специалистов. Самые востребованные и универсальные каскадеры в месяц могут сниматься в шести проектах одновременно.

Плата за риск: сколько зарабатывают на трюках в кино

Сооснователь компании Action Unit Тарас Кашинский

Фото: Олег Яковлев/РБК

Трюковая экономика

Трюки — это не лишь эффектные взрывы, драки и перестрелки. Это и такие банальные вроде бы предметы, как пощечина, падение или прыжок. Так что работа для постановщика трюков найдется в любой полотну. Другое дело, какой будет бюджет. В картинах жанра экшен трюки занимают до 20% экранного поре, а бюджет проекта доходит до 3–4 млн руб. По словам Кашинского, негусто бывают проекты, которые стоят меньше 1,5 млн руб. Успешным Кашинский называет проект с бюджетом 8 млн руб.

В среднем съемка полнометражного кинофильма занимает 60 съемочных дней. С учетом выходных и интервалов съемки иногда растягиваются на три месяца. На трюки обычно уходит 10–20 дней, плюс несколько месяцев уходит на подготовку. А, так, несложную драку можно подготовить и за три дня.

Обычно около 10% бюджета большенного проекта идет на аренду помещения для тренировок, оборудования, еще 10% — на организационные затраты компании. Все остальное — ФОТ постановщиков трюков и каскадеров. Почти любой каскадер — индивидуальный предприниматель, при полной загрузке он получает возле 100 тыс. руб. за проект.

Смена профессионального каскадера стоит возле 10 тыс. руб., доплата за сложность — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. «Есть минимальная ставка каскадера. Можешь тяни день давать пощечину и весь день драться — стоимость одна. Но есть трюки, которые дороже в разы обыкновенной смены каскадера. Это, например, горение человека, сбивание автомашиной, автоперевороты, аварии, высотные падения и тому подобное. Тут идет целый расчет: от количества дублей, высоты падения, количества технических и страхующих каскадеров, используемого оборудования для подготовки и исполнения трюка», — комментирует Руслан Хазиев, постановщик трюков, член Ассоциации и профсоюза каскадеров.

Смена постановщика трюков обходится в 35–50 тыс. руб. Их основная задача — вписывать трюки в кинофильм так, чтобы постановка не бросалась в глаза. Поэтому несложные исполняют сами артисты, а некоторые трюки идут фоном. «Если я вижу трюк, то я не возьму этот кадр в монтаж. Я желаю, чтобы это была жизнь, чтобы все было уместно, поддерживало и повествовало историю», — говорит режиссер фильма «Экипаж» Николай Лебедев. Трюк не должен быть прекрасным или эффектным, он должен прежде всего соответствовать режиссерской задаче.

С кой-какими трюками справятся даже дети. Так, на съемки фильма «Экипаж» Кашинский позвал своего восьмилетнего сына. Самым сложным трюком в своей практике Кашинский находит сцену в фильме «Легенда №17», когда герои с одной градирни перелезают на иную. Сцена снималась зимой на высоте 56 м. Между градирнями была натянута веревка. Актеров поднимали наверх, они отыгрывали начин сцены. Дальше их заменяли дублеры.

«Этот кадр в принципе запросто можно было бы сделать с поддержкой компьютерной графики. Никто не верит, что это было снято на натуре. Но режиссер обожает, чтобы в кадре все было по-настоящему. Данила Козловский с коллегой там, разумеется, натерпелись страху!» — вспоминает Кашинский. Впрочем, артисту запомнилось другое. «Action Unit — это команда, в работе с какой чувствуешь себя в безопасности. Мне кажется, что один из принципиальных и значительных факторов для артиста, чтобы ты чувствовал себя безопасно в труду с трюками и там, где есть какая-то угроза твоему здоровью», — сообщает Данила Козловский.

Примерно 60% всех трюков выполняют каскадеры, но многое после репетиций усердствуют делать сами актеры. Например, в драке актер мастерит основную работу, а жесткие элементы вроде падения исполняет дублер. Если кушать малейшая опасность для актера, то трюк выполняет каскадер. Отдельный каскадеры становятся актерами и получают небольшие роли. При этом каскадеры также имеют право отказаться от выполнения трюка без утраты гонорара. «Мы верим в интуицию и приглашаем профессиональных людей. Если человек не готов, мы находим, что стоит остановиться, что это предчувствие. В целом каскадеры чуть немало суеверны, чем парикмахеры, потому что работа связана с повышенной опасностью», — сообщает Кашинский.

Расширенное предложение

Как выделиться на небольшом рынке, где стоимости у всех примерно одинаковые, а в съемках все чаще используются компьютерные технологии? «Основная особенность нашего агентства — мы предлагаем готовые решения под ключ, — сообщает Тарас Кашинский. — Даже у драки должна быть своя драматургия — завязка, кульминация и развязка». Так, в ходе работы над российским сериалом «Шерлок Холмс» («Централ партнершип») Кашинский для подмостки драки у водопада придумал, что на Холмсе должна быть скрытая под платьем кольчуга. Так что, когда профессор Мориарти бьет сыщика ножом, это еще не финал.

Потому компания предпочитает работать на больших проектах и старается не соединять работу над несколькими картинами. Кроме того, Кашинский убежден, что технологии целиком не заменят живых людей никогда, так как живую пластику и энергетику на компьютере пока не создать.

«Пока что-то снимают, вечно будут каскадеры, будут трюки. Но каскадеров никогда не было и не будет немало. Это ограниченный круг людей, куда не каждый может угодить и которых никогда не заменит компьютерная графика. К тому же в России графика весьма дорогая и очень мало специалистов в этой области, потому пока мы не переживаем за то, что нас заменят компьютеры», — соглашается Руслан Хазиев.

Тем не немного Action Unit осваивает и другие площадки, помимо съемочной. Так, она упражняет силовые структуры, например МЧС, — готовит курсы, квесты и тренинги по труду в экстренных ситуациях, зонах конфликтов и террористических действий. Такая тренинг стоит примерно 300 тыс. руб. (в расчете на группу в несколько десятков человек), что позволяет каскадерам Action Unit подрабатывать в независимое от кино время.