Владимир Бакутеев (слева) и Станислав Глухоедов вложили в компанию Prosense 60 млн руб.
Теннисный турнир St. Petersburg Open в этом году можно было посмотреть с «эффектом погружения», при поддержки очков виртуальной реальности Prosense. Создатели гаджета надеются, что сквозь несколько лет с помощью их технологии можно будет «посещать» любые мероприятия, не сходя из дома
В очках действительно возникает ощущение, что ты находишься рядышком с кортом, напротив судейского места. За мячом приходится наблюдать, поворачивая голову налево и направо. При желании можно поворотиться и осмотреть весь зал. Камера стоит на возвышении, и при попытке посмотреть под ноги представляется, что упадешь на операторов.
Правда, изображение не 3D, а плоское, да и качество картинки не чересчур высокое. Пока это — картинка 360 градусов, то же панорамное видео, какое можно посмотреть на YouTube или в Facebook, признает в беседе с журналом РБК Станислав Глухоедов, гендиректор компании Prosense, какая организовывала трансляцию такого видео. Но в специальной зоне на St. Petersburg Open можно было надеть шлемы, на какие передавался стереоскопический сигнал с двух камер, расположенных за игроками, и это подавало уже 3D-эффект и ощущение присутствия.
Компания Prosense, созданная петербургскими предпринимателями Станиславом Глухоедовым и Владимиром Бакутеевым, планирует сделаться российским пионером в области стриминга спортивных мероприятий в порядке виртуальной реальности, подхватив глобальный тренд на развитие новоиспеченного формата спортивного смотрения. Prosense они создали в начале 2015 года. Бакутеев в 2010 году основал компанию LiveTex, комплексную перрон онлайн-консультирования для клиентского сервиса. Глухоедов занимался инвестпроектами в районы туризма и предложил своему знакомому Бакутееву создать виртуальный тур по Санкт-Петербургу.
Изначально партнеры желали создать продакшн-компанию, специализирующуюся на съемке панорамного видео, потому собирали в команду скорее специалистов с кинематографическим образованием, каких обучали новым технологиям. Но в процессе изучения рынка основатели Prosense пришагали к выводу, что нужно строить компанию полного цикла, какая будет заниматься не только видео, но и разработкой оборудования для съемок, софта для обработки сигнала передачи и склейки изображения с нескольких камер. В R&D компании, рассказывает Глухоедов, партнеры вложили 60 млн руб. собственных оружий.
Прогнозируемые продажи шлемов виртуальной реальности в 2016 году
3,5 млн шт. — Samsung Gear VR
2,6 млн шт. — Sony Play Station VR
1,1 млн шт. — HTC Vive и Oculus R
Ключ: Superdata Search
Из центра событий
Разработку усилили за счет компании Gigapano, с техническим директором какой Станиславом Колесником основатели Prosense познакомились в 2015 году. Gigapano занималась панорамным видео в 360 градусов с 2012 года. Компания, в частности, мастерила первую панорамную съемку озера Байкал для проекта Google Expedition Pioneer Program. В Gigapano создали, так, стереориги — устройство, на котором крепится несколько камер GoPro. Сами камеры тоже модифицируются — устанавливаются системы охлаждения, собственная оптика. Оборудование для фиксирования камер, стабилизаторы компания собирает вручную: детали и механические элементы печатают на 3D-принтере. Вящая часть представленного оборудования на рынке просто не подходит под задачи компании, потому его приходится модифицировать. Готовые решения для панорамной съемки закрывают лишь 20% потребностей, объясняет Колесник.
Prosense выкупила оборудование стартапа, а членов команды Колесника пригласила в новоиспеченный проект в качестве партнеров. У Gigapano не было разумного планирования, бухгалтерии, маркетинга и юристов, объясняет Колесник, а Prosense обладала всем недостающим, в том числе денежками, необходимыми для развития трансляционного направления.
«Нашей задачей было создать комплекс решений, от уникальной трансляционной системы камер до программного обеспечения, какие позволяли сшивать картинку в режиме реального времени», — сообщает Глухоедов. Первую успешную трансляцию компания провела на фестивале Alfa Future People. Стриминг выступления диджеев велся не в отворённый доступ для всех желающих, а в гостевую зону табачного бренда, заказавшего VR-трансляцию для привлечения зрителей.
На Alfa Future People передача велась с двух точек, в том числе с диджейского пульта, и позволяла во пора концерта оказаться совсем рядом с диджеем. По словам Глухоедова, сквозь зону, где была установлена лишь пара шлемов виртуальной реальности, во пора фестиваля прошло более 10 000 человек.
А первую полномасштабную передачу спортивного мероприятия с возможностью посмотреть через плеер Prosense со смартфона Samsung с поддержкой шлема Gear VR или на YouTube компания провела в сентябре: передавала полуфинал и финал St. Petersburg Open.
Современные технологии притягивают большее внимание к турниру и вовлекают дополнительное количество зрителей из числа интернет-пользователей, объясняет эксперимент с Prosense исполнительный директор St. Petersburg Open Наталия Канельзон. «Мы живем в то пора, когда использование технологичных устройств, отображение 3D-проекции, технологии второго экрана и виртуальная реальность трансформируют индустрию проведения мероприятий», — сообщает она. Результаты эксперимента пока достаточно скромные: с момента появления на сайте турнира кнопки перехода на виртуальную передачу Prosense по ней перешли 5% посетителей сайта, или 5 тыс. человек из 97,5 тыс. забежавших на сайт за это время.
Западный эксперимент
Идею трансляций спорта в VR петербургская компания подсмотрела у американского стартапа Next VR, какой за восемь лет существования привлек более $100 млн инвестиций.
Созданный в 2009 году продюсером и режиссером кинофильмов для IMAX ДиДжей Роллером и его партнером Дэвидом Коулом стартап изначально специализировался на создании видео в 3D для телевизоров. Но когда эта технология «не полетела», начинов разрабатывать проект для стриминга в виртуальной реальности (VR). ДиДжей Роллер еще в 2000-х годах помогал режиссеру Джеймсу Кэмерону основывать 3D-камеры, которые режиссер использовал для съемок фильма «Призраки пропасти: Титаник» — он вышел в 2003 году и стал первым кинофильмом студии Disney в 3D.
В 2014 году компания привлекла инвестиции в размере $5 млн, а уже в феврале 2015 года показала первую передачу хоккейной лиги NHL в VR: трансляция была доступна через перрон Samsung Gear VR. Осенью 2015-го в компанию вложили $30,5 млн — инвесторами сделались компании Comcast и Time Warner и холдинг The Madison Square Garden Company. Заключительный раунд инвестиций компания закрыла в августе 2016 года, когда в нее вложили $80 млн работающие и новые инвесторы, включая японскую корпорацию SoftBank. Инвесторы оценили Next VR в $800 млн.
Передачи уже сегодня являются одним из самых популярных применений VR, потому можно ожидать, что их ждет очень большое будущее, сообщает основатель игровой студии Nival Сергей Орловский.
Издание TechCrunch помечало, что технологии трансляций с камер 360 градусов и стриминг спортивных мероприятий в VR сделаются спасением для фанатов, которые не могут себе позволить лететь сквозь полмира, чтобы болеть за любимых атлетов. Олимпийские игры в Рио-2016 впервые транслировались в VR телеканалами NBC и BBC, напоминает издание.
$800 млн — стоимость компании Next VR
$700 млн — составит базар шлемов виртуальной реальности в 2016 году
$300 млн — придется на игровой контент в VR
10 млн снимок игр для VR будет продано в 2016 году
Источник: Deloitte
Трудности монетизации
По прогнозу компании Deloitte, в 2016-м глобальный базар VR впервые превысит оценку в $1 млрд, из которых $700 млн придется на торговли оборудования, остальные $300 млн займут доходы от игрового контента. Денежки от спортивных VR-трансляций Deloitte оценивать не пытается: сейчас неотчетливо даже, как лучше устанавливать камеры, чтобы они не мешали игрокам, отмечается в отчете. Большенного роста популярности теле- или киноконтента в VR в Deloitte также пока не ожидают: его создается слишком мало — камеры не способны обеспечить должный степень трансляции и съемки контента в VR-формате.
Владимир Бакутеев и Станислав Глухоедов используют готовые камеры, но собирают их на собственных креплениях
Колесник сообщает, что производство панорамного и VR-контента пока является b2b-услугой. Сейчас в нем в основном заинтересованы бренды, заказывающие съемку рекламных роликов в VR, какие затем распространяются через брендированные кардборды — самый недорогой вид шлемов виртуальной реальности. Чтобы заставить платить за VR-контент последнего пользователя, ему нужно дать большой выбор готового контента, доступного для просмотра, находит он.
Трансляции «ролевой модели» Prosense, Next VR, пока тоже бесплатны для последнего потребителя. Но директор по коммерческому продукту FOX Sports Дэвид Натансон при заточенье соглашения о партнерстве с компанией отмечал, что трансляции с эффектом погружения дадут состоятельный простор для спонсорских и рекламных предложений — от прероллов и баннеров до интегрирования брендов в пространство виртуальной реальности.
Глухоедов также верует в возможное использование рекламных и брендированных продуктов во время передачи, которые могут накладываться в виде графики и настраиваться в подневольности от поведения пользователя во время просмотра. Также он предполагает, что продукт компании может монетизироваться за счет торговли билетов на трансляции, например концертов.
Пока же Prosense получает основные деньги на рекламных видеопроектах, признает гендиректор. Посредственный чек на производство ролика он оценивает в 1 млн руб., но стоимость может доходить до нескольких миллионов рублей. Типовой пакет, в котором съемка осуществляется в течение трех часов с двух камер и видео транслируется на YouTube с минимальной обработкой графики, стоит возле 300 тыс. руб. Премиум-трансляция в течение 12 часов, когда съемка ведется с трех точек и изображение передается в 3D в особое приложение, как это было на St.-PetersburgOpen, стоит 770 тыс. руб.
Все, что зарабатывает, компания вкладывает в R&D и оплату труды сотрудников. Глухоедов надеется, что к концу года выручка достигнет десятков миллионов рублей. Он также добавляет, что в этом году Prosense планирует привлечь сторонние инвестиции в том числе для выхода на зарубежные базары. Но их объем и имена потенциальных инвесторов Глухоедов не называет.
«Видео 360 градусов — весьма перспективная технология, которая может обеспечить прорыв VR в нашу повседневную житье», — говорит управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава. По его суждению, хороший объект для инвестиций — компании, которые участвуют в создании инфраструктуры для сервисов в районы видео 360, оборудования, платформ, приложений. Если компания занимается лишь предоставлением сервисных услуг, это не венчурная история, говорит Чачава: весьма скоро выход на этот рынок будет открыт любому, кто готов потратить $3–5 тыс. на оборудование и софт.
Из всех компаний, занимающихся производством панорамного видео, Prosense выделяется тем, что пытается строить «отвесно интегрированную компанию» — работает над созданием собственных камер и плеера для воспроизводства видео, сообщает директор центра мобильных технологий фонда «Сколково» Василий Рыжонков. Как Prosense может быть интересна венчурным инвесторам, он оценить затруднился: «У компании чересчур широкий профиль — они и про маркетинг, и про документалистику, и про спортивные трансляции, и про создание оборудования. Это несколько настораживает, поскольку обыкновенно венчурный бизнес — «моноистория», сосредоточенная на одном продукте».
Основная идея в том, что сквозь три-пять лет VR станет массовым форматом просмотра мероприятий и событий, сообщает совладелец Prosense Владимир Бакутеев. У компании есть планы выйти на одну-две передачи в месяц к 2017 году. Для этого Prosense ведет переговоры с «Матч ТВ», какой является обладателем прав на трансляцию большинства спортивных мероприятий в России. В пресс-службе «Матч ТВ» журналу РБК отметили, что пока договоренностей о сотрудничестве с Prosense нет.
«Не все нынешние веяния будут приняты мгновенно во всех сферах», — замечает Наталия Канельзон из St. Petersburg Open. Даже она, согласившись на эксперимент с VR-трансляцией, помечает, что вообще-то для организаторов турнира лучше, чтобы люди приходили на стадион.