Штаб-квартира ООН
4 ноября вступает в мочь Парижское соглашение по климату. Его инициаторы ждут, что оно будет немало успешным, чем Киотский протокол 1997 года. Но для достижения мишеней соглашения инвестиции в экологию придется утроить
В чем суть Парижского договоренности?
Парижское соглашение по климату было принято в ходе климатической конференции в Париже в декабре 2015 года и подмахнуто большинством государств мира в апреле 2016 года. Оно (.pdf) придет на смену предыдущему документу, регулировавшему глобальные выбросы нездоровых веществ, Киотскому протоколу 1997 года. Новый документ начиная с 2020 года будет регулировать выбросы парниковых газов (углекислого, метана, оксидов азота).
При этом текст договоренности не содержит ни абсолютных, ни относительных данных по объемам выбросов, какие та или иная страна должна будет сократить: все будет добровольно, однако произвести это должны будут все края, подписавшие соглашение, вне зависимости от уровня экономического развития. В документе лишь поставлена всеобщая глобальная цель — до конца XXI века удержать прирост глобальной посредственнее температуры по сравнению с доиндустриальным уровнем ниже двух градусов Цельсия, а также приложить усилия для ограничения роста температуры полутора градусами.
В рамках договоренности развитые страны договорились ежегодно выделять развивающимся экономикам по $100 млрд для реализации экологической политики. К натуральному моменту документ ратифицировали 92 из 197 стран, подмахнувших соглашение, в том числе Китай, США, Франция, Германия и другие.
Как реалистичны цели соглашения?
Цели по ограничению глобального потепления, заявленные в Парижском договоренности, выглядят весьма амбициозными и даже труднореализуемыми. Сейчас готовность стран на тот или иной объем сокращений вредных выбросов отражена в так именуемых предполагаемых определяемых на национальном уровне вкладах Intended Nationally Determined Contributions (INDC) — документах, какие почти все страны мира подают в ООН. Они не являются юридически обязывающими. По этим исследования (.pdf) Массачусетского технологического института, с 95-процентной вероятностью до крышки века при соблюдении и выполнении нынешних обязательств по сокращению выбросов температура повысится на 3,7 градуса по Цельсию. По самым оптимистичным оценкам (МЭА, Climate Action Tracker), температурный рост составит 2,7 градуса. В докладе Программы ООН по опоясывающей среде (UNEP) отмечается, что для достижения целей Парижского договоренности необходимо будет сократить выбросы парниковых газов на добавочные 12–14 гигатонн эквивалента CO2.
Чтобы переломить ситуацию, Парижское договоренность предусматривает пересмотр национальных вкладов по сокращению вредных выбросов раз в пять лет начиная с 2020 года. При этом в документе нет четкого дефиниции механизмов мониторинга сокращения выбросов (лишь отмечается, что реализация поз соглашения должна осуществляться с уважением к национальному суверенитету и не ходить карательный характер).
Достижение целевых показателей Парижского договоренности потребует и значительного увеличения инвестиций в экологически чистые технологии. По подсчетам Bank of America Merrill Lynch, чтобы добиться целевых показателей по росту температуры, уже к 2030 году необходимо будет повысить инвестиции в возобновляемую энергетику более чем в три раза (с текущего степени $270 млрд до $900 млрд в год).
Что дало предыдущее договоренность?
Главное отличие предыдущего глобального документа по регулированию климата Киотского протокола от Парижского договоренности в том, что развитые экономики брали на себя четкие юридические обязательства по сокращению выбросов нездоровых веществ. Юридически обязывающий характер соглашения в итоге привел к тому, что сенат США (другой страны в мире по объему вредных выбросов) просто отказался его ратифицировать. В то же пора на такие страны, как Индия и Китай, Киотский протокол не налагал юридических обязательств.
Тот факт, что Китай и США, крупнейшие края по выбросам парниковых газов, фактически оказались за рамками договоренности, привел в 2011 году к выходу из Киотского протокола Канады (при этом никакими штрафными санкциями для Оттавы это не обернулось). Подсчеты организации Global Carbon Project демонстрируют, что никаких позитивных последствий в деле сокращения вредных выбросов протокол не принес. На этом поле достижения России, на которую он налагал юридические обязательства, выглядят порядочными: Россия к 2012 году сократила объем вредных выбросов на 31,8% от степени 1990 года при обязательствах всего лишь не превышать этот степень.
В отличие от Киотского протокола Парижское соглашение предусматривает сокращение выбросов всеми его участниками вне подневольности от уровня экономического развития.
Насколько серьезна проблема глобального потепления?
В ноябре 2015 года метеорологическая служба Великобритании известила, что превышение доиндустриальных уровней среднегодовой температуры приближается к рекордному показателю — одинешенек градус по Цельсию. По данным NASA, повышение составило 0,8 градуса. За доиндустриальный степень принимается средняя температура в 1850–1900 годах.
В 2013 году по итогам встречи Межправительственной группы экспертов по изменению климата (под эгидой ООН) вышел доклад, в каком уверенность, что антропогенные факторы были главными причинами повышения температуры с 1951 года, оценивалась в 95%.
Повышение среднегодовой температуры немало чем на два градуса по сравнению с доиндустриальным уровнем может привести, в частности, к засухе и пагубно сказаться на урожаях зерновых. Иные негативные эффекты, которые связывают с глобальным потеплением, — повышение степени моря, увеличение продолжительности сезонов лесных пожаров, немало разрушительные ураганы, таяние льдов и прочее.
Если в научном сообществе уверенность в том, что вином глобального изменения климата является деятельность человека, ближня к абсолютной, этого нельзя сказать о политиках. В частности, противником теории антропогенного нрава глобального потепления является кандидат в президенты США от республиканцев Дональд Трамп. В мае он заявлял, что «упразднит» участие США в Парижском соглашении в случае своей победы на выборах.
Что будет мастерить Россия?
Россия, которая по состоянию на 2014 год была четвертой по выбросам нездоровых веществ, пока не входит в число государств, ратифицировавших договоренность. Документ был подписан Москвой еще полгода назад, в апреле 2016 года, вице-премьером Александром Хлопониным. Тогда же он заявил, что лептой России в Парижское соглашение станет ограничение выбросов парниковых газов к 2030 году до 70% от показателей 1990 года.
Как заявлял в июне ТАСС советник президента России Александр Бедрицкий, ратификация российской сторонкой может произойти не раньше 2019–2020 годов. Он также помечал, что российские власти пока не начинали разрабатывать национальную стратегию низкоуглеродного развития, показав, что на работу над документом уйдет как минимум два года. «Наш бизнес, особенно тот, кто поставляет продукцию на вывоз, понимает, что пройдет немного времени и невозможно будет конкурировать на базаре, обладая продукцией, у которой углеродный след больше, чем у иной», — говорил советник президента.
Однако отношение российского бизнеса к Парижскому договоренности оказалось неоднозначным. Еще в декабре 2015 года основной обладатель «Русала» Олег Дерипаска в интервью Financial Times наименовал Парижское соглашение «галиматьей» и предлагал ввести глобальный налог на углеводороды — от $15 за тонну эквивалента CO2.
На вероятные негативные последствия таких мер в июне 2016 года указывал глава Российского альянса промышленников и предпринимателей Александр Шохин. В своем письме Владимиру Путину он помечал, что Парижское соглашение в России создаст «значимые риски для топливно-энергетического комплекса РФ, имеющего системообразующее смысл для экономики». Шохин, в частности, отмечал, что реализация предложения о «налоге на углеводороды» при ставке $15 за тонну эквивалента CO2 обойдется российской экономике до $100 млрд в год, в то пора как ущерб от климатических изменений составит 60 млрд руб. в год. По суждению главы РСПП, обязательства по Парижскому соглашению можно выполнить, используя уже существующие инструменты (атомная и возобновляемая энергетика) и не прибегая к добавочному регулированию сектора ТЭК.