Московский середина организации дорожного движения (ЦОДД) до конца года собирается купить 20 квадрокоптеров. Беспилотники будут не лишь мониторить дорожную ситуацию, но и помогут специалистам разобраться в причинах возникновения конкретных пробок. Смогут ли дроны убавить количество заторов в столице, пытался выяснить корреспондент «РГ».

Специальная служба ЦОДД «Дорожный патруль» уже использует воздушный мониторинг. «Пока коптерами пользуются лишь отдельный экипажи нашей службы — в их распоряжении имеется только три коптера. Скоро их будет в разы больше. Мы планируем использовать беспилотные комплексы при нужды для сбора информации о ситуации на конкретных улицах на территории всей Москвы», — рассказали «РГ» в пресс-службе ЦОДД. Дроны, о каких идет речь, оснащены камерами с высокой разрешающей способностью. Они способны вести непрерывную съемку городских перекрестков, развязок, магистралей и ТПУ, перемещаясь от объекта к объекту. Эти при этом в режиме реального времени попадают на пульт оператора, который управляет беспилотником. После приземления можно из камеры раздобыть флеш-накопитель и сбросить информацию на жесткий носитель для последующего анализа. «С высоты проще оценить движение сразу на всех курсах дорог одновременно и таким образом принять решение об изменении организации движения, чтобы избавиться от заторов», — повествуют в ЦОДД.

Эксперты уверены, что дроны действительно могут помочь в решении проблем городского трафика. «С помощью этой техники весьма удобно считать интенсивность движения автомобилей или пешеходов, наблюдать сразу за несколькими перекрестками в комплексе. На основании полученных этих дорожные инспектора могут принять, например, решение о перенастройке работы светофора, создании выделенной полосы или, так, обустройстве разворота», — рассказал «РГ» руководитель общественной организации Probok.net Александр Шумский. Он поделился, что специалисты из Probok.net уже сами опробовали беспилотники в деле и уверились в их эффективности. Например, после пролетов над Садовым кольцом у поворота в сторону площади трех вокзалов был выявлен недостача разметки, который заставлял водителей делать вынужденные перестроения. Изучив записи с коптера, эксперты сделали проект переразметки, какой отправили в ЦОДД, где он был утвержден. Так была реализована новая схема, которая отделяет поворотный ряд от полос движения ровно, и пропускная способность перекрестка значительно увеличилась.

Почему же для этих целей нельзя использовать обычные камеры? Дело в том, что они могут зафиксировать лишь сам факт наличия пробки на том или ином участке. А с беспилотника видны «хвост» и «голова» затора, что дает возможность оценить вина и следствия дорожных коллапсов. «Как правило, утренние, дневные и вечерние пробки не похожи друг на друга, а объективная информация «с вышины птичьего полета» позволит по-новому оценить ситуацию и прийти к правильному решению», — рассказал «РГ» координатор движения «Кубовые ведерки» Петр Шкуматов.

Беспилотники ведут непрерывную съемку городских перекрестков, развязок, магистралей и ТПУ

Главный проблема при этом — насколько полеты коптеров безопасны для пешеходов? По мнению Шкуматова, современные беспилотники — достаточно надежная техника, какая может без риска для граждан перемещаться над городом, но все зависит от летного опыта самого дистанционного «пилота». «При использовании подобный техники всегда есть риск, что коптер упадет кому-то на голову. Поэтому головой как раз должен думать оператор — все зависит от его профессионализма. Надо учитывать погодные обстоятельства, правильно содержать технику. Иногда полет невозможен — например, при ледяном дожде. Лопасти обледенеют, и техника утеряет управление», — пояснил Шкуматов. В ЦОДД успокаивают: «У нас каждый из сотрудников обучен работе с коптерами. При расширении штата новоиспеченные патрульные также пройдут обучение».

Продавцы дронов — люди заинтересованные, чтобы их товар покупали. Но и они считают необходимым предупредить о возможных сложностях при использовании этой техники для мониторинга дорожной ситуации. «Инициатива столицы вполне реализуема. Тем не немного, необходимо предупредить о возможных сложностях. Во-первых, если дальность полета квадрокоптера составляет около 7 км, то в условиях города она не вяще 3 км, а то и меньше из-за помех. Непросто эксплуатировать аппараты и в зимний период — быстрее будет разряжаться аккумулятор, да и техника в цельном не рассчитана на минусовые температуры», — рассказал менеджер интернет-магазина по продаже квадрокоптеров «4Vision» Андрей Морозов. По его мнению, для координации полетов вытекает создать единый городской центр управления, чтобы операторы могли взаимодействовать друг с другом, а также перекидываться информацией.