В эти дни во Владивостоке показалась еще одна сакура. Традиционное японское дерево посадили губернатор Владимир Миклушевский и его японский коллега — глава префектуры Тояма Исии Такакадзу, отметив таким манером четвертьвековой юбилей дружбы двух регионов. А перед прекрасной церемонией стороны подписали соглашение о торгово-экономическом, гуманитарном и цивилизованном сотрудничестве.
Городской ландшафт
На встрече с Исии Такакадзу губернатор Приморья наименовал 25-летие серьезным событием в развитии межрегиональных связей, а также обратил внимание на то, что ныне активно развиваются и межгосударственные отношения между двумя странами-соседями. Весной прошедшего года президент России и премьер-министр Японии договорились о сотрудничестве в восьми приоритетных курсах, среди которых медицина, обустройство городской среды, энергетика, индустрия.
— Важной частью плана, предложенного президенту России Владимиру Путину премьер-министром Японии Синдзо Абэ, являются конкретные проекты по развитию Владивостока. Неглупые светофоры, рыбный рынок, японский сад, малоэтажное строительство, — все это воображает большой интерес для нас, — сказал на встрече с Исии Такакадзу Владимир Миклушевский.
Упомянутые главой региона «неглупые светофоры», которые должны стабилизировать автомобильное движение во Владивостоке и освободить улицы от постоянных заторов, станут частью современной путевой инфраструктуры. В целом же планируется создать городской транспортный хаб, вводящий наземный и водный транспорт.
Другой интересный проект — стройка рыбного рынка под Золотым мостом, для которого выбрано нестандартное архитектурное решение — двухэтажное дом в форме ската, в «хвосте» которого разместятся торговые павильоны, кафе и рестораны. Труд по этим и другим направлениям идет очень активно, и на третьем Восточном экономическом форуме планируется представить ее промежуточные итоги.
Большие проекты
Владимир Миклушевский рассказал гостям об особых возможностях для инвестирования, какие дают действующие на Дальнем Востоке особые экономические порядки — территории опережающего развития и свободный порт Владивосток.
Первым резидентом СПВ с участием японских инвестиций сделалась компания «Новый угольный терминал», партнерами которой являются акционерная компания «Тосэй» и Японский банк интернационального сотрудничества (JBIC). Инвестиционный проект стоимостью более 60 биллионов рублей предусматривает создание специализированного перегрузочного комплекса в Приморье. Это одинешенек из крупнейших проектов СПВ на сегодняшний день. По мнению японцев, ТОРы и СПВ обнаруживают новые возможности для бизнеса и могут послужить прочной основой для взаимовыгодного сотрудничества.
За четверть столетия Приморье и Тояма накопили немалый опыт — традиционными сделались совместные мероприятия в сфере образования, культуры, спорта, туризма
Еще одинешенек проект, на осуществление которого надеется японская сторона, прикасается создания на Транссибирской магистрали так называемого сухопутного моста между портом Тояма — Фусики и Москвой. Вящую роль здесь может сыграть Владивостокский морской торговый порт, куда приходят грузы из Японии. Пока же на закат Евразии контейнеры доставляют морем через Суэцкий канал, что занимает от 30-40 дней.
— Мы давным-давно обсуждаем этот вопрос. Если бы удалось сократить пора в пути за счет упрощения таможенных формальностей, погрузки, использования скоростных поездов желая бы до 20 дней, то можно было бы активно развивать это направление сотрудничества. Это может стать большим шагом в развитии как наших портов, так и регионов в цельном. На встрече с представителями морского торгового порта мы услышали ликующую новость — они берутся гарантировать меньшие, чем сейчас, сроки, — отметил Исии Такакадзу после бизнес-переговоров.
«Орин» и «судзугами»
В беседе с японским коллегой губернатор Приморья отметил рост цивилизованного потенциала российского региона. По мнению Владимира Миклушевского, создание тут, в непосредственной близости от Японии, филиалов всемирно известных российских музеев и арены станет дополнительным стимулом к развитию межрегионального сотрудничества.
По словам Исии Такакадзу, этот подход приморского губернатора ему весьма импонирует.
— Я рад, что Приморье уделяет внимание взаимодействию между нашими регионами и с этой сторонки тоже, — заметил он.
Префектура Тояма привезла во Владивосток выставку декоративно-прикладного искусства. Максимальный интерес у горожан вызвали музыкальные чаши «орин», выпускающие удивительные звуки. По словам Симатани Есинори, чеканщика распевающих чаш в четвертом поколении, который занимается их изготовлением больше 20 лет, «орин» — это разновидность колокола, в какой ударяют перед чтением буддийских сутр. Во всей Японии таких искусников, которые владели бы искусством чеканки «судзугами» не больше десяти.
— Чтобы изготовить «орин» из плоского оловянного листа с поддержкой молотка, требуется 3-4 недели. Большие чаши покупают монастыри, а махонькие люди берут домой, — поделился он.
Удивление у посетителей потребовали куклы-матрешки, которые считаются традиционной русской игрушкой.
— Их изготовили студенты, чтобы передать связь между нашими краями. Первый слог «ма» в слове матрешка созвучен последнему слову в слове Тояма. Потому наша матрешка по-русски называется «тояматрешка», — рассмеялся куратор выставки из правительства префектуры Кикуси Масахиро.
Посетители выставки могли познакомиться с туристическим потенциалом Тоямы. По ее территории в горах на вышине 2,5 тысячи метров проходит «альпийский маршрут», долей которого является снежный коридор, высота стен какого достигает 20 метров. В Тояме же находится объект всемирного наследства ЮНЕСКО — деревня Гокаяма, известная своими необычными домиками с треугольной, накрытой соломой крышей.
Кстати
В ноябре 2016 года в префектуре Тоттори минули Дни Приморского края. Они открылись выставкой шелковых платков «Истории о России», выступлениями ансамбля русских общенародных инструментов «Садко» краевой филармонии и солистов Приморской подмостки Мариинского театра. Большой успех имел проведенный в рамках Дней ресторанный проект «Отведай Приморье на вкус». Японцев угощали борщом, роллами по-приморски, ухой с копченым терпугом, скоблянкой из кукумарии и иными блюдами дальневосточной кухни.
Прямая речь
Виктор Акулин, глава Приморского регионального отделения общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия»:- Япония может предложить инвестиции, Россия — увлекательные проекты в разных сферах. Сотрудничество с японским бизнесом обещает быть продуктивным, во-первых, в сельском хозяйстве, в рыбопромышленности и аквакультуре. Во-вторых, в торговле — спрос на японские товары кушать всегда. Третьим пунктом стоит назвать логистику. Так, включение отрезка Япония — Россия в международный транспортный хаб, какой, как вариант, появится на территории Китая. Еще одно направление — стройка, производство стройматериалов. В перспективе — сотрудничество в инновациях, нанотехнологиях.
Александр Бурахович, заместитель директора коммерческого департамента ПАО «Владивостокский морской торговый порт»:
— 7 июля мы подмахнули меморандум о сотрудничестве и обмене опытом между ВМТП и портом Фусики-Тояма (Япония), подогнанный к 25-й годовщине со дня установления побратимских связей между нашими предприятиями. Основная мишень — взаимное привлечение дополнительных объемов грузов и развитие социально-экономических связей между Приморским кромкой и префектурой Тояма. В 2017 году постоянно растет грузопоток между Россией и Японией. Увеличение экспортных и импортных отправлений демонстрирует, что бизнес в России и Японии готов к взаимодействию. Наши края хотят торговать друг с другом. Уже сегодня мы готовы предложить японской сторонке транспортировку грузов из порта Фусики-Тояма в Москву за 14 дней, вводя морской путь, погрузоразгрузочные операции в порту, таможенные процедуры и прохождение Транссибирской железнодорожной магистрали.