Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак на пресс-конференции в Итальянском дворике музея рассказала о проекте «Человек как птица. Манеры путешествий», который музей покажет на 57-й Венецианской биеннале в Палаццо Соранцо Ван Аксель с 13 мая по 5 сентября.Кураторами выставки будут Марина Лошак и Ольга Шишко. Это один-единственный российский проект, который включен в Параллельную программу нынешней биеннале. И — первоначальный международный в новом направлении работы музея — «Пушкинский ХХI», какой продолжит уже сложившуюся традицию диалога классического и современного искусства в музейном пространстве.
Кроме манеров путешествий, одна из центральных идей проекта — расширение привычного для человека угла зрения от 120 градусов к кольцевому видению птицы…
читайте также
— Конечно, это идея связана с прозрениями Михаила Матюшина, одного из самых увлекательных художников русского авангарда, чьи идеи оказали огромное воздействие не только на его непосредственных учеников, например, Бориса и Марию Эндеров, Владимира Стерлигова, но и ленинградских художников 1960-х годов, — сообщает Ольга Шишко. — Благодаря ему тема как звучащего пространства, так и тактильных ощущений становится значительной для искусства ХХ века. Мы очень хотели показать работы Михаила Матюшина, графику из собрания музея, но, к сожалению, в выставочных залах нет климат-контроля, и вопрос был сброшен. Но в этом проекте Михаил Матюшин — наше все. А дальше мы выбирали художников, для каких эта идея путешествия — внешнего и внутреннего — близка.
Как, например, Семену Александровскому, сценическому режиссеру, чей проект «Другой музей», показанный в Усадьбе Голицына на «Гулянию с трубадуром» запомнился соединением, точнее столкновением двух музейных реальностей — звучащей и видной. Бродя по опустевшему этажу «Дома впечатлений», можно было, надев наушники, услышать беседы, шелест ног, тихие реплики, записанные, например, в Лувре или Стедейлик Музее. В Венеции же он соединит пространство венецианского палаццо XV-XVI столетий со звуковой атмосферой ГМИИ им. А.С.Пушкина. Александровский записывал «гулы» музея на выставке «Лицом к будущему. 45/68» и на выставке «Гулянье с трубадуром» в «Доме впечатлений».
Если говорить о палаццо Соранцо Ван Аксель, два этажа какого займет выставка «Человека как птица…», то кураторы проекта сообщают, что это строгое, необыкновенной красоты четырехэтажное здание XV-XVI столетий с двумя внутренними двориками. С террас на четвертом этаже видана Венеция — с высоты птичьего полета. Реставрационные работы заканчивается 20 апреля, и те же зодчие с рабочей группой начинают монтировать нашу выставку.
декламируйте также
Если Александровский «накладывает» друг на друга различные пространства, то Ирина Затуловская — разновременные сюжеты на потертый венецианский бархат, шелк, парчу.
— Самая долгая работа — два с чем-то метра — называется «Возвращение домой». Там перемешано все: ветхозаветные подмостки, начиная с Адама и Евы, потом — жертвоприношение Авраама, изгнание из Рая, — повествует художница. — Эти сюжеты накладываются, смешиваются с современными образами, будь то «махонькое черное платье» или мой автопортрет на сковородке… Основная идея — смешения различных времен.
Рядом с коллажом тканей и времен — вышивки «Великий шелковый линия», «Покушали, ну и поспать», «Мария Египетская»…
— Мы пытались соединить различные истории. У нас эта выставка не просто о путешествии по миру, видении и познании его, но это и познание себя, — сообщает Ольга Шишко. — Это путешествие по жизни. Ты там будешь ходить — и самую катастрофическую труд — «Аквариум» Дмитрия Булныгина — можешь и не увидеть. Не всякий человек до крушения в жизни доходит. У нас есть как бы немножко спрятанные работы, — продолжает она.
Кроме российских авторов (помимо уже упоминавшихся Александровского, Булныгина и Затуловской, это также Леонид Тишков, группа «Провмыза», Татьяна Ахметгалиева, Софья Гаврилова и Юрий Календарев), в проекте участвуют семь популярных зарубежных художников. В частности, Марникс де Нийс (Нидерланды), Давид Клербо (Бельгия), Мартин Хонерт (Германия), Фабрио Плесси (Италия), Мариано Сардон (Аргентина) и Масаки Фуджихата (Япония).
Ровная речь
Художник Леонид Тишков — о проекте «Частная Месяц»
— Так получается, что проект «Частная Луна» бесконечен, как путь. Потому, его, собственно, и позвали в проект «Человек как птица. Манеры путешествий». Он начинался в 2003-м, а последнее путешествие было в этом году. Я лишь что с ним вернулся из Японии… А через 4 дня уеду в Астрахань, где моя «Луна» будет странствовать по местам поэта Велимира Хлебникова. А 27 апреля в Астраханской картинной галерке имени П.М. Догадина откроется выставка с «Частной Луной».
До этого я странствовал с «Луной» по Словакии, еще раньше — по Румынии. Мы с ней проехали по Карпатам две тысячи километров совместно с местными экологическими организациями. Это был социально значимый проект — мы помещали «Месяц» в места, затронутые экологической катастрофой. А по итогам путешествия сделали выставку в примечательном этнографическом Музее крестьянина в Бухаресте, где были фотографии, видео с записью нашего странствия «Луны», рисунки и рассказ о том, что происходит в этих местах. Там на самом деле немало печальных вещей — рассказывать можно долго. В Румынии транснациональные компании трудятся очень жестко: уничтожают буковые леса, золото промышляют открытым способом, просто заливая кислоту в почву… Это не где-то на кромке света — в центре Европы. Иначе говоря, «Луна» высвечивала не лишь красоту мира, но и проблемы, несчастья его…
читайте также
Эти странствия с «Луной» начались для меня с Арктики, когда в 2010 году мы с «Месяцем» проехали вокруг Шпицбергена. Были сделаны фотографий и видео этого странствия, которые затрагивали больную тему таяния льдов, экологические проблемы загрязнения Арктики.
Венеция — одна из точек странствия «Частной Луны». Вообще-то, она родом из Италии — ее там делали. Ее экспонировал музей RAM — Radio Arte Mobile на фестивале в старинном итальянском городке Тоди. Тогда Марио Пьерони воображал там два проекта — Яниса Куннелиса и мой.
Пока одна «Луна» будет в Венеции, я поеду домой, на Урал. У меня там тоже кушать «Луна», такая же, что поселится в Палаццо Соранцо Ван Аксель. Порой мне кажется, что я уже стал спутником «Луны», а не «Луна» — моим попутчиком.
Кстати
Среди 22 проектов Параллельной программы 57-й Венецианской биеннале кушать проекты таких известных авторов, как Микеланджело Пистолетто — он одинешенек из героев Arte Povera, «бедного искусства», получивший в 2003 году «Золотого льва» Венецианской биеннале (его выставка пройдет в работающем в соборе Сан Джорджо ди Маджоре), иранской художницы Ширин Нешат, бельгийца Яна Фабра (в Венеции он покажет скульптуры из стекла и кости, созданные за заключительные 40 лет), ирландца Брайна МакКормака, известного умением затрагивать заостренные социальные проблемы в своих работах, польского художника, сценографа Рышарда Винярского.