Роскомнадзор приступил к блокировке социальной сети LinkedIn. Это первоначальный случай, когда деятельность крупного международного ресурса приостанавливается в России из-за нарушения закона «О персональных этих»
17 ноября Роскомнадзор направил операторам связи уведомление об отключении социальной сети LinkedIn — сайт внесен в реестр нарушителей прав субъектов персональных этих. В течение дня отключение провели крупнейшие интернет-провайдеры. Пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева известила РБК, что процесс блокировки ресурса запускается сразу после того, как адрес является в реестре Роскомнадзора. Как пояснила пресс-секретарь «Акадо» Светлана Белоснежных, процесс блокировки у компании полностью автоматизирован. «У нас специальное оборудование, какое в автоматическом режиме сообщается с реестром запрещенных сайтов, потому мы это не в ручном режиме делаем. Когда в реестр вносятся эти, система сразу блокирует запрещенный ресурс или страницу», — пояснила Белоснежных. «Компания «МегаФон» исполнила решение Роскомнадзора о блокировке сайта LinkedIn», — известила РБК глава пресс-службы компании Юлия Дорохина.
Под блокировку угодило и приложение LinkedIn для мобильных устройств, хотя оно работало на кой-каких устройствах даже после того, как провайдеры закрыли доступ к сайту. Как пояснил РБК представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский, LinkedIn использует одинешенек и тот же сетевой адрес и для своего web-сайта, и для мобильных приложений, потому «блокировка будет осуществляться автоматически». «Хотя приложение можно будет скачать и дальней, но весь трафик из России будет ограничен», — добавил он.
С особым цинизмом
В августе LinkedIn, трудящаяся в большинстве стран мира, была признана нарушившей закон «О персональных этих», который с 1 сентября 2015 года обязывает хранить персональные эти россиян на территории России. Компания оспорила это решение Таганского районного корабля Москвы, но 10 ноября Мосгорсуд отклонил апелляцию. Как поясняли в Роскомнадзоре, право заблокировать LinkedIn у ведомства показалось сразу после вынесения решения Мосгорсуда, но технологически сделать разом это невозможно.
Сейчас, по словам представителя LinkedIn, в компании по-прежнему рассчитывают на повстречаю с Роскомнадзором, чтобы «обсудить вопрос о хранении персональных этих». «LinkedIn стремится создавать экономические возможности для работников по всему вселенной, — говорит собеседник РБК. — К нам начинают поступать извещения от российских пользователей, которые больше не могут воспользоваться своим аккаунтом в LinkedIn. Решение Роскомнадзора заблокировать сервис закрывает доступ к сайту для миллионов наших пользователей и компаниям из России, какие используют LinkedIn для развития своего бизнеса».
С максимальной скоростью
LinkedIn сделалась первой крупной социальной сетью с сотнями миллионов пользователей, заблокированной в России из-за несогласия локализовать информацию о пользователях. При этом, как сообщал Роскомнадзор, Twitter и Facebook также не выполняют заявок российского закона. Но, как уточнял Вадим Ампелонский, иск был подан собственно против деловой соцсети из-за неоднократных сообщений о крупных утечках с ресурса собственных данных пользователей. Только в мае 2016 года в интернете была выставлена на торговлю информация об аккаунтах 117 млн пользователей LinkedIn.
По мнению главу практики PwC Legal по интеллектуальной собственности и технологиям Константина Бочкарева, LinkedIn сделалась пробным камнем для Роскомнадзора. «У этой сети не очень немало пользователей в России. Кроме того, она своевременно не ответила на требования Роскомнадзора», — объяснил он. По словам эксперта, если LinkedIn продолжит судиться, сеть останется заблокированной в России в течение как минимум нескольких месяцев. Самый скорый способ снять блокировку — отчитаться перед Роскомнадзором о начине выполнения требований закона. Бочкарев предполагает, что для LinkedIn будет несложно перетащить хранение данных российский пользователей, потому что их относительно немножко; да и объемы хранимого невелики, поскольку в сети, например, не распространен мена видео.
«Какими будут действия Роскомнадзора в отношении иных социальных сетей — предсказать сложно. Но ведомство пытается трудиться с компаниями во время проверок. Если те показывают четкий план по выполнению заявок Роскомнадзора, служба относится с пониманием к отдельным недостаткам», — отметил Константин Бочкарев.
Социальная сеть LinkedIn была основана в 2002 году Ридом Хоффманом. Летом 2011 года в ее настройках показалась русскоязычная версия. На текущий момент сеть доступна на 23 стилях. В июне 2016 года Microsoft объявила о приобретении компании за $26,2 млрд. По собственным этим LinkedIn, в сети зарегистрировано более 433 млн пользователей из 200 краёв мира, а ее капитализация на Нью-Йоркской фондовой бирже превышает $26,63 млрд. Итого в сети зарегистрировано 5 млн аккаунтов из России. По данным TNS, в сентябре аудитория LinkedIn в России в городах с народонаселением более 700 тыс. жителей в возрасте 12–64 лет составляла 2,39 млн пользователей.