Фото: Олег Яковлев/РБК

Счетная палата опубликовала итоги проверки Внешэкономбанка. Аудиторы выявили, что госкорпорация неэффективно расходовала свои оружия и не оценивала риски вложений. На поддержку ВЭба в 2017–2019 годах необходимо потратить свыше 400 млрд руб.

Сообразно оценке Счетной палаты, с учетом предстоящих выплат долгов и уронов потребность ВЭБа в финансировании своих обязательств составляет возле 401,5 млрд руб., в том числе во втором полугодии 2016 года — возле 98,8 млрд руб. В 2017 году госкорпорации потребуется поддержка в объеме около 126,3 млрд руб., в 2018 году — возле 146 млрд руб., а в 2019 году — около 30,3 млрд руб.

Эти оружия, судя по заявлениям чиновников, будут выделяться госбюджетом. В частности, ​в 2016 году ВЭБ получил президентского резерва 150 млрд руб., на это отправь «замороженные» пенсионные накопления граждан. В 2017 году страна планирует выделить на поддержку госкорпорации еще 150 млрд руб. из налоговых поступлений в бюджет, сообщал ранее глава Минфина Антон Силуанов.

Проблемы госкорпорации напрямую связаны с неэффективным расходованием оружий, нарушениями при проведении закупок и финансированием убыточных проектов, вытекает из материалов Счетной палаты.

‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer.key) window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;

var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006

try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}

try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}

try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}

parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;

s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);

window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}

run();

})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>

Так, аудиторы Счетной палаты заметили неэффективное расходование 4,9 млрд руб., которые ВЭБ направил на формирование уставного капитала «Федерального середины проектного финансирования» (ФЦПФ). Компания была создана в 1995 году по постановлению правительства и должна была оказывать содействие в «привлечении финансовых оружий, в том числе внешнего финансирования, и обеспечении реализации инвестиционных проектов, приоритетных для национальной экономики».

По состоянию на 1 января 2016 года остаток независимых денежных средств и денежных эквивалентов на депозитах и расчетных счетах ФЦПФ составил 3,55 млрд руб., или немало 72% уставного капитала. Таким образом, считают аудиторы, не было гарантировано эффективное использование средств, внесенных в уставный капитал компании.

В извещенье Счетной палаты также отмечается, что в 2014–2016 годах федеральный бюджет выделил оружия для еще одной «дочки» ВЭБа — НКО «Фонд развития моногородов». Фонд инвестировал в инфраструктурные проекты в регионах, потратив итого 1,45 млрд руб., или 10% от предусмотренной бюджетом на эти цели суммы. При этом почти 20% от инвестиций было потрачено на административные и домовитые расходы самого фонда. Как считают аудиторы Счетной палаты, фактически денежки передавались в регионы на безвозмездной основе, что не соответствовало принципам проектного возвратного финансирования и позволяло самому фонду получать средства на существование.

Нарушения были выявлены и в деятельности двух иных дочерних компаний ВЭБа — «ВЭБ-Инжиниринг» и «ВЭБ-Лизинг». В частности, разбор лизингового процесса в «ВЭБ-Лизинг» показал, что ре​шения по сделкам принимались в основном без рассмотрения Финансовым комитетом компании. Предварительный разбор рисков сделок не проводился, что и привело, по мнению аудиторов Счетной палаты, к снижению объема новоиспеченных лизинговых сделок в 2014 и 2015 годах на 66% и порядочному росту заимствований за тот же период.

Счетная палата отметила нарушения ВЭБом закона «О закупке товаров и услуг», в том числе факты, когда госкорпорация не сообщала о один-единственном поставщике. В 2012 году свыше 80% контрактов ВЭБа заключались без проведения конкурсов, то кушать с единственным поставщиком. В 2015 году доля таких соглашений снизилась до 66%.

«Проверка показала, что ни одна из действовавших с 2008 года стратегий Внешэкономбанка не была завершена в введённый срок», — говорится в сообщении Счетной палаты. Стратегии обновлялись в связи с существенными изменениями условий внешнеэкономической ситуации и неактуальностью введённых плановых показателей.

По итогам 9 месяцев 2016 года уроны ВЭБа составили 86,2 млрд руб. Убыток по итогам 2016 года составит возле 130 млрд руб. по РСБУ, говорил в конце декабря глава госкорпорации Сергей Горьков. Запоздалее руководство ВЭБа уточнило, что большая часть потерь в 2016 году потребована продажей ADR (российские акции, которые обращаются на зарубежных биржах. — РБК) компании «Газпром». «Лишь ADR «Газпрома» нам принесли минус 118 [млрд руб.], потому что кушать историческая разница между той стоимостью, по которой мы продали. Довольно большое время прошло — семь лет», — пояснил Горьков (цитата по «РИА Новинки»).

20 декабря 2016 года Наблюдательный совет ВЭБа​ одобрил стратегию до 2021 года, сообразно которой к концу 2017 года госкорпорация планирует завершить реструктуризацию бизнеса и создать новоиспеченную банковскую структуру. Как рассказал Сергей Горьков, у «нового ВЭБа» будет пять ориентиров, в числе каких финансирование проектов высоких переделов в промышленности; развитие инфраструктуры; поддержка несырьевого вывоза; содействие процессу конверсии оборонных технологий в гражданские; поддержка инноваций и проектов Национальной технологической инициативы.​